?

Log in

"Генеалогия преступления" и другие фильмы Рауля Руиса - Тимур Василенко [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Генеалогия преступления" и другие фильмы Рауля Руиса [Jul. 29th, 2009|10:05 pm]
Тимур Василенко
[Tags|, ]

Недавно пересмотрел "Генеалогию преступления" Рауля Руиса, а потом еще пять его ранних фильмов, из 80-х. "Генеалогия" необычный фильм, который я смотрел тут часов с девяти вечера до четырех утра - сначала подряд, а потом покадрово - там есть что рассматривать. Рассматривать и как картинку - фильм снят очень красиво - и как головоломку. Руис считается классиком сюрреализма - я с этой оценкой не согласен, его кино не сюрреализм, но уж точно - головоломка. Причем головоломка честная - она имеет разгадку, а режиссер по ходу фильма дает необходимые ключи. Я не буду давать здесь разгадок - в его фильмах загадок много и с первого раза не то, что отгадки, там и загадки-то не все видны. Но я попытаюсь выявить некоторые ключевые образы Руиса, основу его киноязыка.
Если посмотреть на IMDB, то там указаны сто десять фильмов Руиса, пять из них сейчас находятся в производстве. Разумеется, все они хороши быть не могут (не в человеческих это силах снять столько хороших фильмов), зато ход мысли режиссера показать могут. Он, похоже, когда хочет попробовать какую-нибудь идею, то он сразу снимает фильм. По сути, учебный. Так что я попробую в его ранних фильмах выявить основные его приемы и изложение будет не от фильма (или не всегда от фильма), а от приема или образа.

Дважды рассказанная история

Руис не снимает кино, он рассказывает истории. Сюжет его занимает куда больше, чем персонажи. Его сюжеты стоит оценивать по музыкальным законам, по скрытой в них симметрии. В самом раннем из виденных мною фильмов - в "Прерванном служении" - это сделано пока грубо: фильм представляет восстановленный фильм, который снимался дважды - на черно-белую пленку и на цветную, с разными составами актеров и с разных точек зрения. Т.е. каждый персонаж удвоен, но вот заметить там эти две разные точки зрения я не смог. Фильм является экранизацией романа Пьера Клоссовски и Руис явно не справился с большим объемом повествования - фильм смотреть почти невозможно (и, главное, незачем).
А вот короткометражка "Собачий разговор" - совсем другое дело. Зачем там собаки я не понял, а остальная история - да! Этот фильм в общем-то антикино: он снят в жанре итальянского фоторомана (в Италии в 60-70 были популярны такие фотокомиксы, когда артисты разыгрывали некую историю, а снималось это на фотоаппарат и потом из этих фоток монтировался комикс с минимумом текста). То есть весь фильм одним голосом рассказывается история от третьего лица, которая иллюстрирована такими вот фотографиями. Зато история это по сути фуга - тема одного персонажа потом повторяется другим, причем это перетекание происходит незаметно. Такая трехголосая фуга. История банальна - любовь, проституция, убийство - тут чистое наслаждение от симметрии сюжета. В истории есть гениальный штрих: все начинается и заканчивается одной сценой, но в конце ключевая реплика отдана другому персонажу, и это парадоксальным образом завершает историю, т.е. она не может продолжаться. Это как вертеть в руках металлическое кольцо - вроде бесконечно двигаться можно - и вдруг обнаружить, что на нем есть узкий разрез, что вот оно начало, и вот он конец. И вот этот разрыв дурной бесконечности сделан минимальным движением - вложением ключевой реплики в другие уста.
Кадров из этих фильмов не будет, но эта тема - дважды рассказанная история - для фильмов Руиса сквозная. Дальше мы будем встречать ее постоянно.

Картины

Пожалуй, пора к видеоряду. В любом фильме Руиса почти наверняка на стене висит картина (и не одна), к которой стоит присмотреться. Вот этот прием - присмотреться к картине - Руис воплотил в фильме "Гипотеза похищенной картины". Там единственный живой персонаж - Коллекционер - который рассматривает семь картин одного художника. Весь фильм это его рассказ о картинах - вот одна из них:
37.33 КБ

Рыцари-тамплиеры играют в шахматы и Коллекционер показывает, что на картине два света и лучи пересекаются. Вот эта же картина в жанре "живой картины", т.е. разыграной актерами. Разыграной в том смысле, что они застыли как на этой картине:
37.33 КБ

Внутри картины мы видим коллекционера, который показывает нам на ее особенности. Для Руиса картина всегда представляет некую реальную сцену, т.е. застывшую историю. И к тому же - изображение трехмерных объектов, т.е. диаметрально противоположно всей живописи XX века. Это удивительно, такое отношение к живописи.
Ах, да, загадка пересекающихся лучей света (заметим, что на "живой картине" то же самое). Тут важно, что Коллекционер рассматривает несколько картин и на предыдущей он увидел, что зеркало в руках одного из героев пускает зайчик в окно - вот откуда второй свет на этой картине.
Теперь вспомним, что Руис любит дважды рассказанные истории, и вот оно - та же сцена в исполнении других персонажей:
37.33 КБ

В фильме Коллекционер обнаруживает, что картины представляют собой иллюстрации к одному бульварному роману, просто персонажи переодеты в тамплиеров и античные одежды. Да, кстати, вы узнали одного из актеров на последнем кадре? Сейчас один из самых известных актеров Франции. Вот еще один кадр, чтобы точно узнать:
37.33 КБ

Да, к истории из бульварного романа. Сам фильм тоже представляет иллюстрацию к роману Пьера Клоссовски "Бафомет" - мне пришлось-таки в него залезть, чтобы понять смысл сцены с тамплиерами, а точнее - с формой зеркала на этой картине. В этом фильме Руис опять попытался рассказать слишком много, так что мне, пожалуй, придется прочесть Клоссовски, чтобы хоть что-то понять в мистической версии этой истории (бульварная версия вполне ясна).

И, наконец, последнее воплощение этой сцены и одновременно переход к новой теме Руиса -

Куклы

"Гипотеза похищенной картины"
37.33 КБ

Я уже говорил, что Руиса интересуют не персонажи, а сюжет, персонажи являются в общем-то куклами, которые этот сюжет разыгрывают. Отсюда и любовь к "живым картинам", в частности. Вообще в ранних фильмах Руиса, где он единственный сценарист, диалоги просто невозможные - ну не умеет Руис писать диалоги! Истории рассказывать умеет, а вот диалоги не даются. Потому-то в 90-х сценарий написан с кем-нибудь на пару - диалоги уже нормальные и персонажи оживают. Но все равно кукла как деталь - а у Руиса очень насыщенные и продуманные интерьеры и посторения кадра - остается.

"Три кроны для моряка"
33.36 КБ

"Генеалогия преступления"
52.23 КБ

Правда, в обоих этих фильмах куклы какого-то важного значения не имеют (в отличие, скажем, от картин или зеркал - но об этом позже).

Взгляд через деталь

Оператор большинства фильмов Руиса, Саша Верни рассказывал, что Руис очень любил делать всякие кинотрюки по-старинке, не в лаборатории, а при непосредственно при съемке. Собственно, они оба это любили, потому как картинка кадр часто очень интересен. В частности, один из любимых их приемов, это снимать с большой глубиной резкости, чтобы была видна какая-то деталь на переднем плане, а основное действие было на среднем или на заднем. Последний кадр с куклой - из таких, а вот еще:

"Три кроны для моряка"
30.00 КБ

(а здесь - подсказка к сюжету: Летучий голландец)
42.05 КБ

"Генеалогия преступления" - сцена убийства. Как любопытная деталь - Эйфелева башня в каблуках
52.23 КБ

"Город пиратов"
18.27 КБ

Та же сцена с другой точки
27.80 КБ

И несколько символов, пока мне не ясных - яйцо и птица:

"Три кроны для моряка"
42.05 КБ

"Генеалогия преступления"
52.23 КБ

"Город пиратов"
16.78 КБ

Зеркала и картины как зеркала

В последнем ккадре видно зеркало - это не случайно, мы помним, что Руис любит удваивать персонажей и дважды рассказывать истории. Так что зеркала, как и картины, есть у него во всех фильмах. Но Руису мало просто зеркала - он идет дальше, причем в двух направлениях: полупрозрачное зеркало-окно, а также картина как зеркало. Плолупрозрачное зеркало-окно играет важную роль в "Генеалогии преступления", причем в него смотрят с двух сторон:

Тройное отражение
52.23 КБ

За стеклом "живая картина" - психотерапия и иллюстрация сцены убийства
52.23 КБ

Еще интереснее картины как зеркала. По ходу дела картины обретают черты персонажей:

Племянник
52.23 КБ

И две изменившиеся картины:

В кабинете
52.23 КБ
52.23 КБ

На лестнице
52.23 КБ
52.23 КБ

Ну, и вполне обычное зеркало, подчеркивающее повтор, симметрию сцен. Встречи в кафе и в ресторане, на заднем плане сидит второй, которого сначала первый не замечает. Враги-психиатры, приверженцы разных школ (одного играет Мишель Пикколи):

52.23 КБ
52.23 КБ

----------------------

Я бы хотел показать еще пару кадров - просто чтобы было понятно, почему я несколько часов этот фильм рассматривал покадрово. Два кадра, просто персонажи:

Катрин Денев и Мишель Пикколи
52.23 КБ

Служанка, воплощенный стиль
52.23 КБ


Сюрреализм ли это?

Осталось обсудить одно - стиль этих фильмов. Я уже говорил, что Руис считается классиком сюрреализма. Насколько это верно?
Когда-то мне пришлось объяснять, в чем разница между сюрреализмом и мистикой в кино. то есть почему "Сердце ангела" - мистика, а не сюрреализм? Я вывел такой критерий: сюрреализм это тотальная неуверенность в реальности. Вспомним Бунюэля, "Скромное обаяние буржуазии". Там весь фильм это чьи-то сны, морок, там постоянно кто-то просыпается и сюжет идет дальше по другой колее. Единственная реальность там - чувство голода, они весь фильм не могут поесть, и, возможно, единственный реальный эпизод там - это последнее пробуждение посла, который наконец-то начинает жадно есть. Это ему все снилось. То же самое в "Смутном объекте желания" - только не голод, а влечение.
Совсем другое дело в "Сердце ангела". Там да, реальность лишь ширма, но ширма дьявольских сил, которые управляют этим миром и главным героем. То есть мистика это утверждение иллюзорности, вторичности окружающего мира, но за счет открытия гораздо более реального, по-настоящему существующего иного мира. Дьявольского (или божественного - не важно) мира, обязательно имеющего нравственные цели (в том числе отрицательно-нравственные - важна сама координата, а не ее знак).
Наблюдаем ли мы что-то подобное в фильмах Рауля Руиса? Частично - да, "Город пиратов" вполне можно считать сюрреалистическим фильмом. Мутный он довольно. А уже "Три кроны для моряка" - пожалуй нет, хотя там тоже много обрывочности, но это скорее варианты истории моряка, пучок возможностей. Что-то в этом фильме есть от борхесовского "Сада расходящихся тропок". Ну и совсем нет ничего общего с неуверенностью сюрреализма в "Генеалогии преступления". До сих пор я ничего не сказал о сюжете этого фильма - а ведь Руиса прежде всего интересует сюжет. Фильм начинается с японской легенды и является ее иллюстрацией. Более того, действующими началами в фильме являются не персонажи, а истории, сюжеты. Как говорит один из персонажей-психиатров:
Люди думают, что переживают события, а на самом деле это события владеют людьми.
Позже он рассказывает историю, что в одной стране хотел воплотиться в жизнь один кровавый сюжет, но он есму помешал - потребовалось только дать в массовой газете объявление "Ищу Брута для участия в представлении убийства Юлия Цезаря в натуральную величину". Этого оказалось достаточно, чтобы события пошли по другому сюжету. Это не сюрреализм, это скорее похоже на мистику, но не с моральной, а с эстетической координатой. Сюжеты, истории, варианты, повторения - это структурализм, а не сюрреализм. Не зря Руис экранизировал, пусть и неудачно, два романа Клоссовски - он научился оттачивать свои истории и переплетать их в удивительные узоры, часть из которых просматривается только сопоставлением кадров. Очень прихотливое и увлекательное кино.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: zapiens
2009-07-30 02:56 am (UTC)
Спасибо, стоит посмотреть!

сто десять фильмов Руиса

С ума сойти... рекорд?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-30 04:24 am (UTC)
может, и рекорд - там же много короткометражек

а посмотреть стоит, "Генеалогию" уж точно. другие его фильмы 90-х и 00-х я пока не смотрел, только "Shattered image" (переводов названия много: "Расколотый образ", "Два убийцы", у меня DVD с названием "Никита 2") - я когда-то писал об этом фильме. и уж точно стоит посмотреть "Климта" 2006 года (пока сам не смотрел, только пару кадров)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2009-07-30 04:15 pm (UTC)
Спасибо.

Раз зашла речь об испанском кино: что Вы думаете по поводу фильмов Медема? Мне совсем недавно его порекомендовали, пока посмотрел "Любовников полярного круга", понравилось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-30 07:34 pm (UTC)
очень люблю "Люсию и секс", а вот "Хаотичную Анну" пока не смотрел. Из испанцев очень люблю Аменабара.

кстати, Руис не испанец - он чилиец, но скорее француз - в Чили снял пару фильмов и чуть ли не с конца 70-х живет и снимает во Франции.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2009-07-31 05:59 am (UTC)
Посмотрел "Люсию", "Любовники" заинтересовали гораздо больше. У меня были проблемы с несколькими повисшими нитями в Люсии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-31 06:34 am (UTC)
с какими?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2009-07-31 06:43 am (UTC)
С ходу - куда делся любовник матери-порноактрисы. Это ружье (IMHO) должно было выстрелить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-31 06:47 am (UTC)
Он живет на этом самом острове - там еще в конце эта рыжая находит его фото в инете вместе с порноактрисой и дочерью (три фото на странице и надпись "Пропали"). Он тогда еще объясняет, что порноактриса с дочерью уехали, им надо заново налаживать отношения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2009-07-31 06:54 am (UTC)
Я невнимательно смотрел - надо повторить. Интересно узнать Ваше мнение о Любовниках полярного круга.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-31 06:56 am (UTC)
попадется - посмотрю
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2009-07-31 06:45 am (UTC)
И с собакой-убийцей - очень натянуто. Не верю (туплю, наверное).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2009-07-31 06:49 am (UTC)
Натянуто - это не непонятно :-)
Нужен был крутой разворот сюжета, сделали через собаку-убийцу - я тоже предпочел бы, чтобы Луна осталась жива
(Reply) (Parent) (Thread)