Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Бредовые теории

(Навеяно чтением Маклюэна и этой дискуссией)

Книги Маклюэна и Иллича как образцы развернутой метафоры, то есть автор берет какую-то метафору и начинает ее последовательно разворачивать; при этом в общем-то бессмысленно ставить вопрос, почему автор взял именно эту метафору, это не столь важно. В процессе этого развертывания не ставится проблема логического обоснования сказанного, при чтении, соответственно, тоже, то есть большинство сказанного выглядит бредом (а часто им и является). Любопытно другое: а чем это чтение интересно? Исходя из боровского принципа дополнительности мы уже не надеемся на единую все объясняющую теорию или модель - нет, мы понимаем, что надо работать с набором моделей, с набором интерпретаций, в одной из которых одни грани реальности, в другой - другие, мы каким-то внутренним чувством видим это сходство, эти грани входят в какую-то синхронизацию с внутренним чувством (с накопленным опытом, наверное). Но в целом это не выстраивается в одну логически непротиворечивую картину. С другой стороны, никто и не гарантировал, что мы способны выстроить эту логически непротиворечивую картину. Более того, никто и не обещал, что вообще возможно логически непротиворечивое описание реальности, очень может статься, что мир противоречив и не описывается логически. Если воспользоваться метафорой, то логически построенная теория это дуб, который основан на своих корнях, без них он рухнет; "бредовые" же теории лучше уподобить лиане, которая хоть и имеет корни, но они никак не способны нести ее вес, она основана не на них, а на тех усиках, которыми она цепляется за что-то надежное, за реальность. Хотя часть ее тела просто висит в воздухе, ни на что не опираясь - это то самое, что мы воспринимаем как бред - но эта часть важна для связи целого. Бредовые теории могут быть бредовыми с точки зрения реальности, но они связаны логикой внутренней структуры. Полагаю, их внутреннее единство можно назвать эстетическим.
Для работы с бредовыми теориями нам надо иметь три способности: 1) эстетическое чувство, позволяющее оценить внутреннее единство теории; 2) внутреннее чувство реальности, позволяющее увидеть те грани, на которых достигается синхронизация теории и реальности; 3) интеллектуальная скромность, заставляющая ограничиваться короткими построениями, которые не могут сильно удалиться от реальности.
Если вдуматься, эти три способности противоречивы и имеют разный вес для разных людей - для авторов бредовых теорий важны первая и вторая способности, для их читателей - вторая и третья; но для всех важна вторая способность, т.е. умение видеть синхронизм моделей с реальностью. Без этой способности "бредовые" теории превращаются в унылый и пустой бред.
Tags: Наблюдения краем глаза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments