Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Ханц Хейс Эверс "Альрауне"

Книга сто семьдесят первая

Ханц Хейс Эверс "Альрауне"
СПб: Азбука, 2004 г., 384 стр.

Книга имеет подзаголовок "История одного живого существа". Чтобы было понятно, это существо - искусственное создание, дитя казненного преступника и проститутки. В 1911 г., когда был написан роман, это еще было если не фантастикой, то на передовом крае науки. Как бы то ни было, все лучше, чем сшивать новое существо из кусков мертвых тел, как это сделал Франкенштейн в романе Мэри Шелли, а созданный из глины Голем уродлив и этот метод никак не годится для создания роковой красотки, подчиняющей своей воле всех - и мужчин, и женщин, и несущей им богатство и удачу, а вместе с ними - смерть. Да, автор специально выбрал такой метод "создания" Альрауне - он хотел оставить возможность двоякого толкования, то ли это действительно альраун или русалка какая, то ли она вполне человеческое существо, а все липнущие к ней события совпадение?
Книга написана в эпоху декаданса и сладкий запах растления источают все ее персонажи. Стиль - тут лучше процитирую, это речь главного героя, студента Франка Брауна, задумавшего создать Альрауне и убеждающего это сделать своего дядю-ученого (обыгрывается легенда о мандрагоре, которая вырастает под виселицей, там, куда падает семя висельника в тот момент, когда петля ломает шею):

Я думаю так: ты должен создать существо - альраун, должен воплотить в действительность странное предание. Не все ли равно, что это суеверие средневековой фантазии, мистическая сказка древности? Ты сумеешь превратить старую ложь в новую истину! Ты создашь ее: она восстанет ясная в сиянии дня, доступная всему миру, - и ни один профессор не сможет ее отрицать.
Слушай же, как ты должен это сделать!
Преступника, дядюшка, найти очень легко. По-моему, безразлично, умрет ли он на эшафоте или на кресте. Мы прогрессивные люди. Тюремный двор и наша гильотина гораздо удобнее. Удобнее и для тебя: благодаря твоим связям нетрудно найти дорогой материал и вырвать у смерти новую жизнь.
А земля? Ведь она лишь символ, она - плодородие. Земля - это женщина, она вскармливает семя, которое повергается в ее чрево, вскармливает его, дает взрасти, расцвести и принести плоды. Так возьми же то, что плодотворно, как земля, как мать-земля, - возьми женщину.
Но земля также и вечная проститутка - она служит всем, она вечная мать, она вечно готовая женщина для бесконечных миллиардов людей. Никому не отказывает она в своем развратном теле: каждому, кто хочет овладеть ею. Все, что имеет жизнь, оплодотворяет ее чрево, оплодотворяет тысячи и десятки тысяч лет. И поэтому, дядюшка, ты должен найти проститутку - должен взять самую бесстыдную, самую наглую из всех, должен взять такую, которая рождена для разврата. Не такую, которая продает тело из нужды, которую кто-нибудь соблазнил. Нет, не такую. Возьми женщину, которая была проституткой еще тогда, когда училась ходить, такую, которой позор ее кажется радостью и для которой в нем только и жизнь. Ее чрево будет такое же, как чрево земли. Ты богат - ты найдешь, наверняка найдешь. Ты и сам не новичок в таких вещах, ты можешь дать ей много денег, купить ее для этого опыта. Если она будет действительно подходящей, она будет покатываться со смеху, прижмет тебя к своей жирной груди и зацелует от радости, ибо ты предложишь то, чего не предлагал ей ни один человек - до тебя!

В романе ни одного положительного персонажа, декаданс в полный рост. Все же ключевым персонажем является этот студент, Франк Браун - его соперничество-война с дядей придает напряжение сюжету; когда же в середине романа этот персонаж удаляется и в центре оказывается в это время родившаяся Альрауне, тут становится скучнее. Зато потом, когда Франк возвращается в сюжет и у них с Альрауне начинается любовь-вражда, напряжение возвращается и остается до самого конца.

Люблю такие книги - не дешевую мистику a-la компьютерные игры (магический посох против боевого топора) и не дешевую мистику a-la тайное знание (откуда бы?) - нет, мне нравится мистика атмосферная, как в рассказах о привидениях. Да, развлекушечное чтение - но надо же и развлекаться!
А с другой стороны, при чтении возникало ощущение какой-то недосказанности, как будто некоторые страницы вырваны. Как будто этот роман несет в себе отпечаток какого-то другого повествования - то ли средневековой легенды, то ли чего еще, того, что является как бы ключом к нему. "Как бы" - потому что ключ, в общем, не необходим, он может придать дополнительный смысл, но не требуется для смысла основного. Самое интересное, что этот ключ обнаруживается - в книге роман сопровождает большое послесловие, по сути литературоведческая статья, в которой и вскрывается этот ключ, скорее печать, потому как вкладывается в выемку-отпечаток. Это расследование не менее и по-другому интересно, чем сам роман. Такие два удовольствия под одной обложкой.
Tags: Книги 2, Привидения и прочая готика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments