Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Третьяковка, пейзаж Серова

В последнее посещение Третьяковки долго рассматривал картины Валентина Серова. О портретах (об одном из них) напишу позже, а сейчас об одном его пейзаже. Я очень люблю рассматривать геометрию картин, и вот что увидел на одном пейзаже.

206.25 КБ
Валентин Серов "Заросший пруд. Домотканово", 1888

Я уже писал, что художник тем отличается от фотоаппарата, что в картине изображение есть результат рассматривания, а не мгновенного запечатления; рассматривает человек ощупывая взором объект, часто даже с разных точек. То есть картина чисто геометрически это синтез многих направлений взгляда, а не один, максимально полный (фотография). Можно сказать, что картина это спрессованное время, а фотография - время остановленное.
Но ближе к серовскому пейзажу. Посмотрим на поверхность пруда, на плавающие листья. Видно, что поверхность пруда изгибается книзу, то есть здесь синтезированы два направления взгляда: взгляд вдаль, почти параллельный поверхности пруда (этим взглядом мы видим и деревья на дальнем берегу), и взгляд себе под ноги, которым мы видим поверхность пруда и плавающие растения на переднем плане. Синтез этих взглядов и приводит к тому, что поверхность пруда как бы изгибается.
С другой стороны, посмотрим на отражение деревьев в пруду. Мы видим, что никаких искажений в нем нет, это не кривое зеркало, поверхность пруда самая что ни есть плоскость. То есть одновременно поверхность пруда и изогнута (если смотрим на плавающие растения), и плоска (если смотрим на отражение). Парадокс!
Парадокс, впрочем, кажущийся. Итак, на этой картине объединены два направления взгляда - один почти параллельно поверхности воды, другой взгляд в воду, таким взглядом мы смотрим на тропинку, по которой идем - не совсем под ноги, но все же вниз. Разное искажение поверхности пруда и отражения в нем объясняется просто - мы этими двумя взглядами смотрим на две разные плоскости. Угол между поверхностью пруда и направлениями этих взглядов меняется сильно -он был почти нулевым, а стал достаточно большим (хоть и острым углом). Отражение в пруду - это плоскость деревьев на дальнем берегу пруда, вертикальная плоскость, угол направления взгляда с которой сначала был прямым, да и потом остался почти прямым. Так что эти две плоскости должны исказиться совершенно по-разному - именно так, как изображено на этой картине Серова. Поэтому когда художник говорит, что он изучает пейзаж/человеческое лицо/строение цветка - это не пустые слова, он изобретает способ спрессовать всю работу разглядывания объекта в неподвижное плоское изображение. И это если брать только внешние черты, отвлекаясь от того, что художник хочет картиной еще и выразить скрытое. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Tags: Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment