?

Log in

No account? Create an account
Тимур Василенко [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Три "Сивиллы" [Mar. 2nd, 2014|08:56 pm]
Тимур Василенко
[Tags|, , ]

1.

Книга триста пятая

Флора Рита Шрайбер "Сивилла" (Flora Rheta Schreiber "Sybil", 1973)
М: Эксмо, 2003 г., 464 стр.

Подзаголовок: "подлинная история женщины, в сознании которой существовали 16 различных личностей". Вот перечень этих личностей с датами их "рождения":

Сивилла Изабел Дорсетт (1923): слабая личность; бодрствующее «я».
Виктория Антуанетта Шарло, Вики (1926): уверенная в себе, умная и привлекательная блондинка; хранительница воспоминаний всех «я» Сивиллы.
Пегги Лу Болдуин (1926): самоуверенная, деятельная и часто впадающая в гнев проказница со вздернутым носом, с прямыми волосами и озорной улыбкой.
Пегги Энн Болдуин (1926): напарница Пегги Лу со схожими физическими характеристиками. Она чаще боится, чем сердится.
Мэри Люсинда Сондерс Дорсетт (1933): задумчивая, созерцательная личность, типичная мамаша-домохозяйка; пухленькая, с длинными темно-коричневыми волосами, расчесанными на пробор.
Марсия Линн Дорсетт (1927): иногда пользуется фамилией Болдуин; писательница и художница; крайне эмоциональна; у нее круглое лицо, серые глаза, коричневые волосы, расчесанные на пробор.
Ванесса Гейл Дорсетт (1935): крайне драматична и очень привлекательна; высокая, рыжеволосая, с гибкой фигурой, светло-карими глазами, с выразительным овальным лицом.
Майк Дорсетт (1928): одно из двух мужских «я» Сивиллы; строитель и плотник; у него оливковая кожа, темные волосы, карие глаза.
Сид Дорсетт (1928): одно из двух мужских «я» Сивиллы; плотник и вообще мастер на все руки; у него светлая кожа, темные волосы и голубые глаза.
Нэнси Лу Энн Болдуин (дата не установлена): интересуется политикой в плане исполнения библейских пророчеств и чрезвычайно боится католиков; взбалмошная; внешне напоминает Пегги.
Сивилла Энн Дорсетт (1928): апатична вплоть до неврастении; бледная и робкая; волосы пепельные, лицо овальное, нос прямой.
Рути Дорсетт (дата не установлена): маленький ребенок; одно из наименее развитых «я».
Клара Дорсетт (дата не установлена): крайне религиозна; очень критически относится к бодрствующей Сивилле.
Элен Дорсетт (1929): очень боязлива, но решительно настроена добиваться своих целей; у нее каштановые волосы, карие глаза, прямой нос и тонкие губы.
Марджори Дорсетт (1928): безмятежная, живая, смешливая; любит поддразнивать; маленькая гибкая брюнетка со светлой кожей и вздернутым носом.
Блондинка (1946): без имени; вечный подросток с вьющимися белокурыми волосами, склонна к напыщенным фразам.
Новая Сивилла (1965): семнадцатое «я»; результат слияния остальных шестнадцати «я».


Автор познакомилась с Сивиллой в 1962 через ее лечащего врача, Корнелию Уилбур, т.е. наблюдала последние три года лечения. Автор хотя и журналист, но имеет психологическое образование, так что книга написана и медицински верно - в предисловии доктор Уилбур подтверждает, что все факты с точки зрения психиатрии представлены точно; сама же Сивилла подтверждает, что верно переданы все ее внутренние переживания.

Я читал эту книгу поле другой книги о расстройстве множественной личности - "Множественные умы Билли Миллигана" Дэниела Киза - и неизбежно сравнение. Сравнение явно не в пользу Книги Киза - он, как фантаст, смотрит на своего героя с позиции "возможность", "резервы мозга" и вообще "КРУТО!". Шрайбер же смотрит на Сивиллу с позиции "ЭТО БОЛЕЗНЬ, ей надо помочь" и это куда более человечная позиция.
Различия Билли Миллигана и Сивиллы Дорсетт весьма существенны: во-первых, Сивилла не знала о том, что в ее сознании и теле живут еще пятнадцать личностей, в то время как Билли Миллиган это знал; другое существенное отличие состоит в том, что Сивилла за всю жизнь не совершила ни одного преступления (кроме разбитых стекол), в то время как Миллиган совершил несколько ограблений. Самое же главное отличие Сивиллы от Билли состоит в том, что она была глубоко несчастна и ее болезнь здорово ей мешала, вплоть до нескольких попыток самоубийства.

Как появилось у Сивиллы расстройство множественной личности? Еще в детстве в трехлетнем возрасте. Ее мать была диагностированной шизофреничкой и издевалась над дочерью - это история жестокости и слепоты, жестокости матери и слепоты отца, который многие годы не замечал синяков и травм дочери (вплоть до переломов) и не желал признавать, что его жена - душевнобольная и может представлять опасность для ребенка (заодно это история о религиозной зашоренности и "стыдности" обращения к психиатру). Сознание ребенка расщепило личность, перенесло фокус восприятия на другую личность и эта личность смотрела как бы со стороны на то, что мать делала с девочкой. Смерть бабушки, у которой Сивилла только и могла спасаться от матери, оказалась такой травмой, что из жизни Сивиллы выпали три года (и тем самым она пропустила всю арифметику, что очень мешало ей во взрослой жизни).

Читать эту книгу, особенно главы о детстве, мне было тяжело. Издевательства над ребенком, особенно когда знаешь, что это документальный рассказ, не выдумка - тяжело. Она выжила, что было отнюдь не очевидно исходя из того, что с ней мать делала - в частности, Сивилла не могла иметь детей - и даже прожила в общем долгую жизнь - семьдесят пять лет. Но почти половину этой жизни она была буквально разобрана на части - в психическом смысле. В практическом же смысле для Сивиллы это выглядело как провалы во времени (когда управление брали на себя другие личности). Если учесть, что эти личности воплощали в себе лишь отдельные черты характера и элементарно были разного возраста - каково потом взрослой женщине расхлебывать поведение десятилетней девчонки? Это была вполне кошмарная жизнь, так что не удивительны попытки самоубийства.

В этой истории два героя - Сивилла Дорсетт и Корнелия Уилбур, больная и врач. И вот о враче стоит рассказать отдельно. Она первая из врачей диагностировала у Сивиллы расстройство множественной личности. Как я понимаю, это едва ли не первый детально описанный клинический случай, по крайне мере так подробно. Впервые встретились они в 1945 году, но лечение началось только в 1954 году, когда умерла мать Сивиллы. Лечение продлилось одиннадцать лет.
Доктор Уилбур была психоаналитиком и решила лечить Сивиллу без медикаментов, психоанализом и гипнозом. Причем Сивилла долго не соглашалась на гипноз, едва ли не самой сложной задачей было убедить Сивиллу познакомиться с другими ее личностями - она даже пыталась убедить доктора Уилбур, что симулировала все эти личности. Неслабая задача доктору - удостовериться, что она врет, что действительно эти личности существуют. Надо сказать, я страшно зауважал ее - столько сил положить, не полениться съездить на родину Сивиллы и найти подтверждения истинности ее рассказов. Ну и убедить потом Сивиллу, что ее кошмары и ненависть к матери имеют под собой вполне объективные причины, убедить, что ее мать была по отношению к ней чудовищем (что Сивилла всегда знала, но "мать полагается любить" и этот конфликт был загнан глубоко в подсознание). Поворотный момент в лечении - признание Сивиллой наличия в ней других личностей - произошел в 1959 году, через пять лет после начала лечения.

О лечении, которое избрала доктор Уилбур - идея мне кажется очень остроумной: она предложила путем гипноза "повзрослеть" все личности, составляющие Сивиллу, до ее биологического возраста. Это потребовало убеждения не только самой Сивиллы, но и всех остальных - без их согласия ничего бы не получилось. Идея звучит красиво, но "воссоединилась" Сивилла только через шесть лет, в 1965 году. Фактически в этот момент она родилась заново - в сорокадвухлетнем возрасте, после одиннадцати лет лечения.

Что с ней было дальше? На момент написания книги - 1973 год - она жила одна (она никогда не была замужем) и преподавала искусства в колледже. "Сивилла Изабелла Дорсетт" это не настоящее ее имя, врачебная тайна как-никак. С автором книги ее связывала дружба и я понимаю Флору Шрайбер, когда она пишет, что с Сивиллой, стоит лишь узнать ее поближе, хочется подружиться. Она хороший человек, вырвавшийся из многодесятилетнего кошмара. Вот отрывок из ее письма автору книги:

Просто чудесно, как все хорошо идет. После трех с лишним лет временами мне ве еще не верится, до чего мне повезло. Я помню все и могу отчитаться за каждую минуту любого дня. Вы-то хорошо понимаете, как это здорово для меня - быть просто Сивиллой потому что вы знали меня в то время, когда все обстояло по-иному.

------------------------

Эта книга сразу по выходу стала бестселлером и абсолютно заслуженно.

2.

Двухсерийный фильм "Сивилла" (Sybil, Daniel Petrie, 1976)

Было бы странно, если бы этот бестселлер не был бы экранизирован. В первый раз это было сделано в 1976 году, Сивиллу сыграла Sally Field, доктора Уилбур - Joanne Woodward. Обе сыграли отлично. Роль Сивиллы вообще мечта любой актрисы - сыграть несколько персонажей в одном фильме, это всегда круто. А Джоан Вудворд играет врача, о котором можно только мечтать. В 70-е еще врач мог принимать чисто человеческое участие в пациенте. Сомневаюсь, что сейчас возможен фильм, в котором врач обнимает (вполне по-матерински) расстроенную пациентку. Сейчас это так непрофессионально!

То, что я выше писал о тяжести читать об издевательствах над ребенком, в отношении этого фильма верно вдвойне - и хотя это телефильм, т.е. в кадре не может быть ничего особо жуткого, но просто вид девочки - она маленькая - и неотвратимость ее мучений, ведь мучитель ее мать - тяжело смотреть.

Фильм не может показать все, что есть в книге - в частности, он завершается знакомством Сивиллы с остальными ее личностями, т.е. исключена примерно половина лечения. Небольшие изменения событий и персонажей вполне в русле книги. Мне понравился образ отца Сивиллы - психологически именно тот тип человека, что в книге.

Стоит ли смотреть - если интересует тема; это никак не развлекательное кино - как и книга.

3.

Телефильм "Сивилла" (Sybil, Joseph Sargent, 2007)

В роли Сивиллы Tammy Blanchard, в рлли доктора Уилбур Jessica Lange. Об этом фильме не могу сказать ничего хорошего - по-моему режиссер просто идиот. Зачем, зачем надо было допридумывать сюжетную линию, что доктора Уилбур коллеги не принимают всерьез потому, что она - женщина? Даже если это было так (в книге этого нет), каким надо быть идиотом, чтобы похерить уникальный сюжет ради навязшего в зубах штампа? То же относится к образу отца Сивиллы - ну нахрена его упрощать до гротеска?

В общем, фильм лучше бы его не было. Хотя Тамми Бланшар вполне, вполне.

Единственный плюс фильма - он снят после смерти Сивиллы и уже можно раскрыть ее настоящее имя - Shirley Ardell Mason. Вот ее лицо:



Она училась на художника и в книге отмечается разнообразие стилей ее картин - их рисовали разные личности. В первом фильме картины не ее (она была жива и ее настоящее имя не было известно), и это заметно; во втором фильме уже использованы подлинные картины Сивиллы. Интересны ли они? Гляньте сами.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: romanetto
2018-10-25 07:25 pm (UTC)
Детей очень жаль, бедная маленькая Сивилла. И слепота окружающих поражает..
(Reply) (Thread)