Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

А.Н. Толстой "Аэлита (Закат Марса)"

Книга триста девяностая

А.Н. Толстой "Аэлита (Закат Марса)"
http://www.twirpx.com/file/1885490/, 262 стр.

После того, как недавно прочел "Красную звезду" Александра Богданова, захотелось перечитать "Аэлиту". Читал я ее в детстве, и, помню, очень мне не понравился красноармеец Гусев, который на Марсе революцию устраивал - идейный экспорт революции мерзок, особенно в детской литературе. Как известно, в советское время издавалась "Аэлита" в редакции 1930-х, когда автор переделал ее для юношеской аудитории, заодно подправив и идеологическую составляющую книги. А тут в сети отыскался первоначальный текст 1922 года - самое оно прочесть.

1. Прежде всего - Алексей Толстой настоящий писатель. Отличный язык, такой рубленый стиль 1920-х, да и воображения хватает:

Затем, Лось открыл черный шкаф, взял, наугад, одну из переплетенных в кожу, изъ­еденную червями, легкую, пухлую книгу и рукавом осторожно отер с нее пыль. Желто­ватые, ветхие листы ее шли сверху вниз не­прерывной, сложенной зигзагами, полосою. Эти, переходящие одна в другую, страницы были покрыты цветными треугольниками, величиною с ноготь. Они бежали слева направо и в обратном порядке неправиль­ными линиями, то падая, то сплетаясь. Они менялись в очертании и цвете. Спустя несколько страниц между треугольниками появились цветные круги, меняющейся, как медузы, формы и окраски. Треу­голь­ники стали складываться в фигуры. Спле­тения и переливы цветов и форм этих треугольников, кругов, квадратов, сложных фигур бежали со страницы на страницу. Понемногу в ушах Лося начала наигрывать, едва уловимая, тончайшая, пронзительно печальная музыка.
Он закрыл книгу, прикрыл глаза рукой и долго стоял, прислонившись к книжным полкам, взволнованный и одурманенный никогда еще не испытанным очарованием: — поющая книга.


2. Эта первая, взрослая версия романа - она совсем не про революцию на Марсе! Не знаю, как изменился образ инженера Лося - пожалуй, никак; человек, воплощающий свою мечту о межпланетном полете, в какой-то мере бегущий с Земли, потому что именно здесь он был счастлив и стал несчастен, похоронив жену. Больше его ничего не держит и он строит ракету для полета на Марс.
А вот красноармеец Гусев - это совершенно иной образ: если в детском варианте это идейный красноармеец, то во взрослом, первоначальном варианте это солдат удачи, который только и умеет, что воевать (но зато воевать умеет хорошо!), и который тяготится мирной жизнью - нет ему в ней места. И потому он с радостью откликается на объявление о межпланетной экспедиции. Не война, так авантюра - это по нему. Ну и на Марсе он ведет себя соответственно - его интересуют только золотые цацки-бранзулетки.

3. Первая версия "Аэлиты" - это не про революцию, это такая история конкистадоров: один движим странной идеей (сам полет на Марс), другой - в поисках приключений и сокровищ. Там, на Марсе, их принимают за богов, они (собственно, Гусев) становятся во главе восстания против правителей (те, конечно, обсидиановым ножом сердца не вырезают, но очень могли бы). Отличие только в том, что этим конкистадорам Марсианские правительственные войска надавали пинков и те еле-еле ускреблись обратно на Землю.

4. Роман писался с аллюзиями на богдановскую "Красную звезду" - к примеру, с Марса уже Земля видна как красная звезда. Понятно, что Толстой знал, что она должна выглядеть скорее голубой - у него была научная эрудиция, в частности он описывает релятивистское замедление времени - но в данном случае важна символика: у Богданова на Марсе коммунизм и он красная звезда, в 1922 году на Земле есть РСФСР, страна коммунизма, и потому уже Земля должна быть красной звездой.

5. Роман не является утопией, но некий геополитический посыл несет: Гусев несколько раз говорит Лосю о присоединении Марса к РСФСР - "то-то в Европе взовьются!". Но есть и менее очевидный момент: роман имеет подзаголовок "Закат Марса", это прямая отсылка к незадолго перед этим вышедшим "Закатом Европы" Шпенглера (1918 г). В этом свете можно провести такие соответствия: Марс=Европа, Земля=РСФСР, Марс стар и умирает, новую жизнь в него хотят вдохнуть рабочие классы и возглавляющие их пришлецы с Земли. Пусть сейчас этот экспорт революции не удался, Марс (Европа) революцию подавил, но это была только первая попытка, за ней вполне может последовать еще и еще одна (Гусев по возвращении на Землю собирает средства на организацию новой, уже военной экспедиции на Марс).
Описано все это несколько отстраненно и двойственно, то есть может быть истолковано как просоветски (как и было, но для издания романа в СССР потребовалось его идеологически переработать), так, захоти Толстой остаться в Европе, он мог бы сказать, что написал роман-предупреждение об экспорте революции - и так его тоже можно трактовать.

6. Во взрослом варианте романа есть два больших рассказа о прошлом Марса, о прилетевших ранее землянах (вот куда делись жители Атлантиды!). Вполне себе легенды.

Вот, собственно, что хотел сказать о романе. Я умудрился ни разу не упомянуть о героине, давшей название роману - кто читал, тот ее знает, кто не читал - ему предстоит.

PS.
Недавно вышел этот первый вариант романа с иллюстрациями Олейникова - он тоже, кажется, ни разу не изобразил главную героиню. А иллюстратор он умелый.
Tags: Книги 4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments