Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Три книги на урбанистические темы

Книги с триста девяносто пятой по триста девяносто седьмую

Рэй Ольденбург "Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества" (Ray Oldenburg "THE GREAT GOOD PLACE: cafes, coffee shops, bookstores, bars, hair salons and other hangouts at the heart of a community", 1989-1999)
М: НЛО, 2014 г., 456 стр.
http://www.twirpx.com/file/1828630/

Что такое "третье место" слышал всякий, кто хоть немного интересуется урбанизмом, т.е. интересуется тем, как живет город, как работают специфически городские социальные механизмы и в каких локациях, объектах и институтах они воплощаются. Вот "третье место" и является одной из таких ключевых локаций, которую предлагает уютный город своим горожанам.

Несколько странное название - "третье место" - объясняется легко. Жизнь современного горожанина проходит как минимум в двух местах: дома и на работе. Эти две локации занимают бОльшую часть времени горожанина. Но для полноценной жизни - прежде всего общественной жизни - человеку необходимо еще одно, третье место:

Большие и маленькие города, позволяющие своим жителям активно участвовать в публичной жизни, легко узнаваемы. То, что социологи города называют «промежуточными пространствами» — улицы и тротуары, парки и скверы, аллеи и бульвары — полны сидящих, стоящих и прогуливающихся людей. Бросающиеся в глаза публичные пространства не принадлежат хорошо одетым представителям среднего класса, которых жаждут видеть в сегодняшних торговых центрах. Пожилые и бедные, оборванные и немощные — все смешиваются в толпе с теми, у кого дела идут хорошо. Представлен весь спектр местной человеческой породы. Большинство улиц одинаково принадлежат автомобилистам и пешеходам. Типичная улица все еще может вместить большую коляску и быть достаточно привлекательной для прогулки молодой матери с ребенком. Много мест для сидения. Дети играют на улицах. Общая картина напоминает сцену, которую бы выстроил режиссер-постановщик фильма, чтобы показать жизнь в интегрированном и процветающем городском районе.

Примеры, представленные обществами, где решена проблема места, как и примеры небольших городков и процветающих кварталов нашего прошлого, показывают, что повседневная жизнь, чтобы она была приятной и полноценной, должна сбалансированно сочетать три сферы опыта. Одна — это дом, вторая — получение прибыли или производство, а третья — сфера открытого для всех общения, которое является одновременно основой создания сообщества и его лучшим результатом. Все эти сферы человеческого опыта построены на соответствующих связях и отношениях; каждой соответствуют физически разделенные места; у каждой должна быть своя степень автономии от других.

Неформальная публичная жизнь только кажется аморфной и разрозненной; на самом деле, она четко сфокусирована. Она возникает и поддерживается в ключевых точках.


Вот этим ключевым точкам, в которых и может происходить неформальная общественная жизнь, которые автор немудрено назвал "третьим местом", и посвящена эта книга (как я понимаю, именно здесь и появляется впервые этот термин).

Не найдя подходящего существующего понятия, мы введем собственное: «третье место» здесь и далее будет обозначать то, что мы назвали «ключевыми точками неформальной публичной жизни». Третье место — это родовое понятие для большого разнообразия публичных мест, в которых происходят регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи индивидов вне рамок дома и работы. Я думаю, что это понятие подходит для обозначенной цели: оно нейтральное, короткое и легкое.

Еще раз повторим ключевую цель этого места: регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи. Это определение содержится на 58 странице книги, а чтение можно начинать страницы с пятидесятой; самое ценное в книге - вторая глава под названием "Характер третьих мест", ее я разберу подробно. Книга типично американская, т.е. вся содержательная идея содержится на трех десятках страниц, а вся остальная книга это примеры и иллюстрации с обильным цитированием гор литературы. Прямо скажем, 9/10 книги можно читать по диагонали - местами любопытно, как устроен английский паб и почему в Нью-Йорке не приживаются уличные кафе типа французских. Все это можно читать (читается легко), но можно и проглядеть по диагонали. А вот описание характера третьих мест, что собственно и делает место "третьим местом", это стоит прочесть внимательнее.

Вот какие характеристики третьего места выделяет автор?

1. На нейтральной территории

У человека может быть много друзей самого разного толка, и он может общаться со многими из них каждый день только в том случае, если они не оказываются слишком сильно втянутыми в жизнь друг друга.

Если дружба и другие неформальные знакомства заводятся только с теми людьми, что подходят для личной жизни, город делается бесполезным. Можно добавить, что таким образом сводится на нет и социальная жизнь индивида.
Чтобы город и его окрестности могли предложить богатые и разнообразные возможности общения, что и является их главным соблазном и потенциалом, должна существовать нейтральная территория, на которой люди могут собираться. Должны быть места, куда индивиды могут приходить и откуда они могут уходить по своему желанию; где никто не обязан играть роль хозяина и где все чувствуют себя уютно и как дома. Если по соседству нет нейтральной территории, общение вне дома беднеет. Многие, а возможно, и большинство соседей никогда не встретятся, не говоря уже о том, чтобы завязать отношения, поскольку для этого нет места. Там, где нейтральная территория доступна, она позволяет развиваться намного более неформальным и близким отношениям, чем в чьем-либо частном доме.


2. Третье место - это уравнитель

Первые кофейни, предшественницы знаменитых английских клубов, были вдохновляюще демократичными по составу и поведению их завсегдатаев. [...] Достаточно неожиданно каждый стал членом новообретенной английской общности. Ее территорией была кофейня, которая предоставила в пользование нейтральную зону, в которой люди могли встречаться, невзирая на классы и звания, которые ранее их разделяли.

Мирской статус — это не единственное, что человек не должен привносить в общение в третьем месте. Личные проблемы и переживания также должны быть отставлены в сторону. Просто поскольку в такой обстановке окружающие выказывают отсутствие интереса к личным тревогам и страхам индивида, он сам может, по крайней мере на время, забыть о них, ссылаясь на благословенную ситуацию неуместности. Характер и настрой третьего места оптимистичны; оно поднимает дух. Цель встреч там — наслаждаться компанией других людей и получать наслаждение от новизны их характеров, а не погрязать в жалости по поводу их неудач.


3. Беседа - основная деятельность

Нейтральная территория обеспечивает место, а уравнивание создает условия для основополагающей и постоянной деятельности третьих мест в разных уголках мира. Этой деятельностью является беседа. Ничто не определяет третье место более явно, чем хороший разговор — оживленный, сверкающий остроумием, яркий и увлекательный. Радость общения в третьих местах может поначалу проявляться улыбками и подмигиваниями, пожатием рук и похлопыванием по спине, но она сохраняется и поддерживается с помощью приносящего удовольствие и увлекательного разговора.

4. Доступность и размещение

Третьи места, которые наилучшим способом и в полном объеме выполняют свою миссию, — те, куда можно прийти в одиночку почти в любое время суток с уверенностью, что там найдутся знакомые.

Традиционно третьи места работают с раннего утра до позднего вечера. [...] Большинство заведений, которые служат третьими местами, доступны и в рабочие, и в нерабочие часы.

Те, у кого есть третьи места, демонстрируют регулярность их посещения, но это не та пунктуальная и безотказная регулярность, которую проявляют в знак уважения к работе или семье. Время посещения здесь свободное, дни пропускаются, некоторые визиты бывают короткими и т.д. С точки зрения заведения в приходах и уходах в любой конкретный час или день есть некоторая текучесть и несогласованность состава участников. Соответственно, деятельность, которая происходит в третьих местах, большей частью не запланирована, не встроена в расписание, не организована и не структурирована. Однако в этом — ее очарование. Именно эти отклонения от одержимости среднего класса организацией во многом придают третьему месту
его характер и обаяние и позволяют ему предложить посетителям радикальный уход от домашней и рабочей рутины.
Так же как и часы работы, важно (и взаимосвязано) расположение третьих мест. Там, где неформальные места собраний значительно удалены от жилья, их привлекательность гаснет по двум причинам: добираться туда неудобно, и ниже вероятность того, что посетитель будет знать хозяев.


5. Завсегдатаи

То, что привлекает постоянного посетителя в третье место, обеспечивается не управляющими, а другими клиентами. Третье место является всего лишь частью пространства до тех пор, пока там не появляются нужные люди, чтобы оживить его, и люди эти — завсегдатаи. Именно завсегдатаи придают месту характер и гарантируют, что в любое посещение кто-то из их компании будет там находиться.

Кроме перечисленных пяти характеристик автор выделяет еще три, по моему мнению вторичной важности:

6. Неприметность
7. Настроение - игривое
8. Дом вдали от дома

Хотя третье место это радикально отличная от дома обстановка, оно очень похоже на хороший дом по психологическому комфорту и по поддержке, которую в нем испытываешь.

Собственно, этот перечень характеристик - основное, что заслуживает внимания и обдумывания. В остальной части книги автор разбирает примеры третьих мест - английский паб, французское бистро, классические кофейни, а также нечто ранее мне неизвестное - "немецко-американские пивные сады" и прочие американские штуки. Прямо скажем, в Америке с третьими местами напряженка. В старой Америке с этим было все в порядке:

В прошлом американская общительность находила себе выход путем создания множества аванпостов общения без какого-либо плана и даже без осознания их цели. Люди просто вторгались, занимали, «захватывали» или иным образом присваивали множество разнообразных учреждений, которые совсем не планировались как центры общения. Люди, приходившие в сельский магазин поболтать в компании людей, никогда и не думали, что на них лежит ответственность устраивать или спонсировать общественную зону отдыха. Эти толстокожие здоровяки просто внедрялись в пространство, созданное для совершенно других целей. Аптекари в небольших городках не предполагали, что их долг — обеспечивать главное место тусовки для местного подросткового населения. Просто так получалось. Кресла для ожидающих своей очереди у цирюльника не предназначались для тех, кто зашел просто так, но часто это были их основные пользователи. Местное почтовое отделение не держали открытым круглые сутки нарочно для того, чтобы у местных жителей было место, чтобы поболтать и обменяться новостями, но оно было приспособлено для этих целей так же, как и для других.

Но все изменилось в середине XX века, когда жизнь автомобилизировалась и перебралась в субурбию (видели в американских фильмах эти ряды однообразных коттеджей, среди которых нет даже магазинов?). Меня всегда удивляли моменты в американских фильмах, типа когда следователь спрашивает у коллеги: "где мне найти эту молодежную банду? - они тусуются в прачечной на углу таких-то улиц". Блин, ну почему в прачечной? - А, оказывается, где еще? Американские заведения фастфуда рассчитаны на то, что посетитель быстро пожрал и свалил; а прачечная-автомат - вполне место для тусовки, оказывается.


Александра Ланж "Города-доткомы: урбанизм Кремниевой долины" (Alexandra Lange "The Dot-Com City: Silicon Valley Urbanism")
СПб: Strelka-Press, 2012 г., 27 стр.
http://www.twirpx.com/file/1921772/

Автор - архитектурный критик и историк - посетила ведущие IT-компании и посмотрела, как организована там жизнь. Организована чисто пространственно - рабочие места, территории. Apple, Facebook, Google - фирмы со своей большой территорией. И организована эта территория по принципу города, но не американского, а старого европейского (или старого американского типа Саваны) - с пешеходными и велосипедными улочками, с кафешками и магазинчиками. Могут себе позволить построить свой собственный мини-город.

Фирмешки помельче, которые не могут себе позволить построить свои здания - типа Instagram - те выбирают офисы в историческом центре, где как раз сохранилась жизнь, соразмерная человеку, а не автомобилю.

Все заведения общественного питания в Google называются «кафе», в отличие от более корпоративного варианта «буфет». Ларек с барбекю в кампусе Facebook похож на привычные для города передвижные киоски. Проект компании Gensler, созданный для офисов Nokia в Саннивейле, Калифорния, предполагает, что рабочие группы объединяются в «кварталы».

Прошло 47 лет с тех пор, как архитектор Чарльз Мур объездил юг Калифорнии в поисках признаков общественной жизни. В конце концов он решил, что проще всего ее найти в Диснейленде в Анахайме, где за вход на вычищенную, прекрасно освещенную Мейн-cтрит надо платить. Жители Лос-Анджелеса, пишет он, предпочитают создавать частные домашние островки, а не общественные пространства, что лишает их коллективного ощущения центра. То же самое можно сказать и про Кремниевую долину 2012 года. Эти компании представляют собой островки, а в магазины на их центральных улицах можно попасть только по корпоративному бейджу.


Забавно, но фирма "Дисней" и Диснейленд в этой брошюре упоминается трижды. Если взглянуть еще на самую первую цитату из книги Ольденбурга, то там при описании уютного города идет отсылка к как бы кинодекорации. Забавно, что в США уютный город привычнее видеть в кино, нежели в жизни.


Вукан Вучик, Жан-Клод Зив, Тур Хотвайт "Транспорт в Москве"
М: Городские проекты, 2013 г., 80 стр.
https://docs.google.com/file/d/0B0pVXzhGMHL_cGhWcWdQX2U3aFU/edit?usp=sharing

С интересом наблюдаю за борьбой Макса Каца (maxkatz) за превращение Москвы в удобный для жизни город. Многие идеи мне близки, но что особенно увлекательно - его методы. А именно: он пытается использовать иностранские методы работы - те самые, которые у нас, по общему мнению, работать не будут. В частности, для борьбы с реконструкцией Ленинского проспекта, превращающей его в бессветофорный хайвей, он привлек экспертов по транспорту с мировым именем, и данная книга это их доклад, анализ двух проектов реконструкции московских проспектов.

Чем книга интересна - тут в сжатой форме дан современный взгляд на организацию транспорта в городе. Я в свое время не стал покупать толстую книгу Вучика, справедливо предполагая, что руки не дойдут прочесть ее; а вот эту выжимку основных выводов прочел с удовольствием. Кратко:
- приоритетное развитие общественного транспорта
- дестимулирование использования личного автомобиля
- анализ скрытых общественных издержек от использования личных автомобилей и даже владения ими

Вывод экспертов относительно проекта реконструкции Ленинского проспекта:
- проект сделан на очень хорошем техническом уровне, но
- этот проект уместен в пригороде, где невысокая плотность застройки, а в черте города он значительно ухудшит как экологию (шум, загрязнение), так и саму транспортную ситуацию - пробки только возрастут.

Всегда было понятно, что вопросы градостроительства нельзя отдавать на откуп профессионалам (они отлично спроектировали вредный для города объект - они профессионалы в строительстве дорог, а не в градостроительстве) и требуется общественное обсуждение таких проектов с привлечением других профессионалов, разумеется.

Из новых для меня идей - в Германии введен федеральный налог на бензин, 50% которого идет на строительство дорог, а 50% - на развитие общественного транспорта. На первый взгляд кажется, что автомобилистов обирают - этот налог идет не только на то, чем они пользуются - на дороги - но и на то, чем не пользуются - на общественный транспорт. Но, если посмотреть на общественные издержки от владения автомобилем (основное - место под парковку), то этот налог и такое его использование предстает всего лишь некотором восстановлением справедливости, возмещением этих общественных затрат.
Tags: Город, Книги 4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments