Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Выставка Пиранези в ГМИИ им. Пушкина

В минувшие выходные был в Москве, ходил по выставкам. Одна из них - большая выставка гравюр Джованни Батисты Пиранези. Возможно, самый великий гравер в истории. Архитектор, построивший всего одну церковь, но изобретший "бумажную архитектуру", т.е. здания и целые города, существующие только в виде чертежей и карт. Человек, открывший миру римскую архитектуру. Не то, что она была неизвестна - он сделал ее явлением всемирной культуры. Его гравюры печатались до 3000 отпечатков с каждой - этого достаточно, чтобы Рим увидели во всем свете.

Рассказывать о гравюрах, не показывая их, было бы странно. Но гравюры не фотки, их надо рассматривать пристально. Поэтому я сделаю следующее: я вставлю в пост большие картинки, но сжатые до приемлемого экранного размера. Надо просто открывать картинки отдельно и там уж рассматривать.

Начнем с реального города - с Рима. Впрочем, его реальность условна - все строения у Пиранези вырастают до циклопических размеров:







Выставка великолепно подготовлена - вот эти пиранезиевы гравюры сопровождаются черно-белыми фотографиями тех же строений, по возможности с той же точки. И вот по последней гравюре можно оценить масштаб его гигантомании. Видите эту улицу? Да, это улица, а не базарная площадь. В реальности она совсем не широкая - я не уверен, что на ней могут разъехаться два автобуса. Проще сказать, что Пиранези не увеличил дома, а уменьшил людей раза в четыре.

В отдельном зале представлены "дизайнерские" работы Пиранези - он был любителем древностей, тогда как раз откопали Помпеи и обнаружили кучу неожиданно красивых античных вещей. Пиранези "восстанавливал" такие древние находки, как это в те времена было принято - по фрагменту домысливал целый предмет (вазу, треножник и т.п.), а потом воссоздавал его, монтируя в него имеющийся фрагмент. Понятно, что получался не тот предмет, что был изначально, цели очного воссоздания не было, была цель создать прекрасный предмет, отталкиваясь от древности. На выставке представлены работы его мастерской. Ну а гравюры - чистый дизайн интерьера.





Впрочем, архитектурные его гравюры мне гораздо интересней.



Самая, пожалуй, известная серия гравюр Пиранези - это "Воображаемые темницы". Всего их 14 листов, вот кое-что из них:









...И через "Воображаемые темницы" мы плавно подходим к связям Пиранези с современным искусством. В частности - с видеоартом. На выставке демонстрируется фильм, видеопрогулка по этим темницам. Когда стоишь перед огромным экраном, на котором тебя затягивает внутрь этой невозможной и мрачной воображаемой архитектуры - это головокружительное зрелище. На ютубе этот фильм не в лучшем качестве, но есть:



Отдельная и очень интересная вещь - влияние Пиранези на советских архитекторов 1920-х-40-х. Вот, к примеру, Яков Чернихов, из серии "Дворцы коммунизма":





Не так уж сильно отличаются эти дворцы от темниц, верно?

Или Константин Мельников, "Здание народного комиссариата тяжелой промышленности":





...Даже захотелось прочесть книгу В. Паперного "Культура два".

И под занавес - пара роликов кураторов выставки:



Tags: Искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments