?

Log in

No account? Create an account
"Лелейская гора", югославский фильм - Тимур Василенко [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Лелейская гора", югославский фильм [May. 17th, 2017|08:23 pm]
Тимур Василенко
[Tags|]

В рамках кинорулетки "югославская черная волна" достался мне фильм Здравко Велимировича "Лелейская гора" (Lelejska gora, 1968). Фильм про югославских партизан во II мировой войне.
Признаюсь, когда я прочел аннотацию, то несколько затрепетал - если фильм окажется о геноциде сербов в Хорватии, когда усташи вырезали больше полумиллиона человек, то... Впрочем, на рутрекере фильм оказался в советском дубляже, так что запредельной чернухи там быть не должно.

Скачал, посмотрел. Начальные титры конкретизируют время и место - Черногория, 1942 год, итальянская оккупация. Фильм начинается с того, что идут партизаны-коммунисты по лесу, среди них главный герой - Ладо - в исполнении молодого Джеймса Кевизела:


Ой, что это я - в исполнении Слободана Димитриевича, а Кевизел в том году, когда вышел фильм, еще только родился. Но они похожи, правда? Отец Кевизела словенец, так что сходство этническое.

Итак, идут коммунистические партизаны по лесу и суровый коммунистический командир отправляет Ладо в его родную деревню, разыскать там других коммунистов, в том числе прячущегося на Лелейской горе Нико, а также агитировать жителей деревни за коммунистов.

Вот суровый командир:


Причем он запрещает Ладо мстить и убивать: "Кто же мог ожидать, что народ отшатнется от нас!" - "Мы сами его оттолкнули нашими необдуманными действиями. Никакой мести, никаких убийств - чтобы не оттолкнуть их еще больше".

Коммунистов в деревне ненавидят буквально все, и почти все мужчины состоят в отряде четников, и на Ладо начинается охота. Весь фильм он будет скрываться в горах, уходить от облавы и разговаривать с теми, кого встретит в лесу - и возможно, даже вероятно, что встреченный является четником.

Примерно после 20 минут просмотра я нажал на паузу и пошел читать Википедию про четников и почему они так ненавидят партизан-коммунистов Иосипа Броза Тито. Что же такое сделали эти коммунисты, чем так оттолкнули от себя всех селян?
Еще поразило, что в фильме к этому моменту не показали ни одного итальянца - что за оккупанты такие невидимые? Собственно, их не покажут и позже - это фильм не о войне с "оккупантами и их пособниками", как сказано в начальных титрах, это фильм о гражданской войне, происходящей на фоне II мировой войны. На самом деле в фильме итальянцев показывают, но об этом позже.

Итак, кто и с кем воюет. Югославия была захвачена силами стран Оси в апреле 1941, причем в основном это были не немцы - итальянцы, венгры, болгары. Черногорию захватили итальянцы. Кто оказывал на этой территории сопротивление захватчикам? Коммунистические партизаны Иосипа Броза Тито и четники - сербские националисты, ирредентисты, сторонники "Великой Сербии". Четники успешно воевали еще в Первую мировую, и это были смелые и умелые солдаты. По началу коммунисты и четники были союзниками и вместе воевали против оккупантов. Но позже их пути разошлись по причинам и тактическим, и стратегическим. Руководство четников считало, что оккупация явление временное, когда немцев начнет припекать на русском фронте, то они перебросят основные силы туда и в этот момент появится шанс их сбросить, а пока лучше особо не злить оккупантов (правило немцев расстреливать сто гражданских за одного немецкого солдата вправляло мозги); а коммунистические партизаны продолжали активно воевать, да еще и развязали "красный террор" - похоже, это как раз те самые "непродуманные действия", которые оттолкнули от них население. Стратегические расхождения четников с коммунистами были более серьезными - это был вопрос о том, кому достанется власть после изгнания оккупантов. Так гражданская война в Югославии стала более значима, чем оккупация. Так что четники одновременно боролись с оккупантами и сотрудничали с ними - обычная неразбериха гражданской войны.

Но вернемся к фильму. Ладо как абрек скрывается в горах, пытается найти Нико (ему это так и не удастся), бегает от преследователей, он дважды легко ранен, один раз его чуть не отравили, в глазах и словах буквально каждого встречного он видит ненависть к коммунистам; даже те, кто ему если не симпатизируют, то хотя бы не ненавидят, все они в один голос советуют ему уходить отсюда подальше. Раненый, усталый, в атмосфере всеобщей ненависти он постепенно сходит с ума, перестает отличать сон от реальности. Но по-прежнему верен приказу и не мстит, не убивает врагов, и продолжает искать Нико.

Прежде, чем продолжать рассказывать сюжет, немного о том, как фильм снят. Оператор явно видел "Летят журавли" и по мере понимания копирует приемы. А кто там оператор? - Сергей Лисецкий, советский, из Киева. Да, он точно видел фильм Калатозова и работу Урусевского.
Персонажи выразительны, да. Особенно в крупных планах:













В фильме есть два выразительных персонажа - деревенская сумасшедшая ("благодатный день настал! радуйтесь, люди - дома будут гореть!" - это когда толпа после казни коммунистов отправляется жечь их дома):



И полусумасшедший гробовщик (а, может быть, самый мудрый из всех):



Теперь возвратимся к сюжету. В некий момент Ладо все-таки убивает одного из четников - в драке, один на один. В каком-то смысле это возвращает его к нормальности - или к адекватному восприятию реальности. К трезвому восприятию. И теперь он не дичь, он охотник. Теперь он расставляет ловушки - ситуации, когда его собеседник разоблачает себя как четника. И он по-прежнему не убивает врагов, он все же верен приказу.
Но эта верность приказу "не убивать" прекращается в тот день, когда он оказывается свидетелем казни своих друзей-коммунистов. Тут он обращается в Рэмбо и, похоже, зжигает всю эту деревню нафиг.
Последний кадр фильма - одинокий воин Ладо едет на коне по горам и видит своих партизан-коммунистов (реальных или воображаемых - это не всегда можно понять), а они смотрят на него как на говно. Конец фильма.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Посмотрел я этот фильм, но что-то меня не удовлетворило - какой-то скомканный конец. Тем более, что не доверяю я советскому дубляжу - тогда не только дублировали, но и резали фильм, иногда существенно. Настораживал и хронометраж фильма 1 час 15 мин. А "кинопоиск" указывает хронометраж 1 час 36 мин - целых 20 минут вырезали! Что же там такое?

Оргигинальный фильм нашелся на ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=VDb5voT_rZM И порезан он оказался весьма нетривиально.

Начнем с того, что порезан не в конце, как я предполагал, а в начале. Напрочь отсутствует вступительная сцена: по горам идут коммунисты-партизаны, а впереди притаилась засада четников. Но что интересно - там есть итальянские военные, они сидят в сторонке в автомобиле и наблюдают за происходящим. Я не очень понимаю сербский (или это словацкий?), так что не знаю, о чем говорят итальянцы. Но догадываюсь. Тем временем коммунисты попадают в засаду, начинается бой, несколько коммунистов и несколько четников гибнут, "и погнали наши городских!" - коммунисты бегут. Во время погони четников за коммунистами водитель-итальянец несколко иронично кричит: "Avanti четники!". Понятно, о чем говорили итальянцы - им не надо даже самим воевать, эти сербы сапи перебьют друг друга. "Разделяй и властвуй", да.

Что еще вырезано. Вырезана рамка фильма - самая первая сцена, перед засадой, полусумасшедший гробовщик рассказывает легенду о Лелейской горе, что там живет дьявол (насколько я смог понять). Это - открывающая рамка. В середине фильма вырезаны несколько сцен с мыслями гробовщика о происходящем и о Ладо. Ну и закрывающая рамка - слова того гробовщика, что Ладо и стал дьяволом из легенды о Лелейской горе. (меня еще в дублированном фильме удивило, что это в начале Ладо назвался дьяволом - с чего бы? а с учетом существования легенды понятно - он не хотел называть свое имя, но хотел сказать, что он опасный человек)

Такой вот югославский фильм. Про гражданскую войну. Прямо скажем, неожиданно видеть такой образ коммунистов в соцфильме - фанатичных, всеми ненавидимых, эволюционирующих в идейную машину убийства.

PS. Все кадры взяты с сайта http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/85737/annot/
linkReply

Comments:
[User Picture]From: reader59
2017-05-17 06:24 pm (UTC)
Спасибо, интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: v_r_a_n
2017-05-17 07:10 pm (UTC)

По описанию - натуральный спагетти-вестерн.

> сербский (или это словацкий?)

Ну уж не словацкий. Разве что словенский. Но скорее всего - сербский, сербскохорватский.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zapiens
2017-05-17 10:59 pm (UTC)
По описанию - натуральный спагетти-вестерн.

Истерн!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2017-05-18 11:04 am (UTC)
Это не единственная опечатка в тексте, к сожалению.

Что до спагетти-вестернов - почему обязательно "спагетти"? В конце концов через несколько лет после этого фильма Слободан Митриевич будет сниматься в гдр-югославских вестернах про индейцев (в тех, где главный индеец Гойко Митич). Да и вообще почти любой фильм про партизанов, особенно в гражданскую, тот же вестерн. У нас такие снимали про комиссаров в Якутии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_r_a_n
2017-05-18 12:18 pm (UTC)

Спагетти- потому что мне напомнило именно итальянские фильмы. Если бы я написал просто "вестерн", получилось бы, что я отсылаю к американским вестернам. Но на американские не похоже. На гэдээровские, кстати, тоже не похоже.
А уж ваше возражение про комиссаров в Якутии вообще непонятно. Я эти фильмы не смотрел, но как-то сомневаюсь, что у них имеется оригинальное сочетание стилистики, проблематики и сложившегося набора тем, которое могло бы служить образцом для сравнения.

Поэтому обязательно "спагетти".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_mclydy
2017-05-27 01:32 pm (UTC)
Жуть, что столько вырезали.

А актёр и впрямь вылитый Кевизел.
(Reply) (Thread)