Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

"Видения" Роберта Олтмена - фильм, опередивший время

В далеком 1972 году на каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль получила Сюзанна Йорк за свое участие в фильме Роберта Олтмена "Видения / Images". Больше никаких наград это фильм не получил, популярности тоже не было, ну а сейчас не всякий киноман при имени "Олтмен" вспомнит этот фильм, если вообще о нем знает - настолько этот фильм отличается от всего, что делал этот режиссер.

А внимания этот фильм заслуживает. Очень камерный - всего пять актеров. Впрочем, количество персонажей подсчитать я затрудняюсь, хотя их меньше дюжины. У Олтмена обычно фильмы полифоничные - много почти равнозначных персонажей со своими сюжетными линиями. Здесь не так - в этом фильме мы смотрим глазами Кэтрин (Сюзанна Йорк) и сопереживаем ей. Точка зрения выделена однозначно - остальные персонажи не то, что схематичные, но заведомо не имеют смысла вне связи с ней. Она с ними разговаривает, она их видит - и надо еще понять, что и кого она видит. И кто видит - это тоже вопрос. "Совы не то, чем кажутся" - в этом фильме все не то, чем кажется, и ни мы, ни сама Кэтрин не знаем, видим ли мы это или оно кажется. Фильм о видених, галлюцинациях Кэтрин, о раздвоении личности, и как она учится существовать в этой неуверенной реальности.

Пожалуй, пора обратиться к сюжету.

Кэтрин - писательница, мы видим ее поздно ночью дома за работой, она пишет фэнтези "В поисках единорога" (по ходу фильма будут звучать отрывки из этой сказки - книга такая действительно есть и написала ее Сюзанна Йорк, исполнительница главной роли). Ей звонит муж и предупреждает, что сильно задержится.



Сразу хочу обратить внимание на картину-зеркало - зеркал в фильме просто запредельно много, это сквозная тема - отражения и удвоения; мы вместе с героиней постоянно будем пытаться понять, мы видим что-то реальное или это отражение в ее больном сознании, видение, мнимость.

Вот зеркальная дверь,



она открывается - и мы видим опять зеркало. Героиня вроде дома одна, но мы почти всегда видим ее удвоенную - или расщепленную.



Через несколько минут звонит незнакомый женский голос и сообщает, что ее муж на самом деле не на работе, а с любовницей в гостинице.



Этот голос слишком много знает и преследует Кэтрин звонками - она обходит весь дом и на всех телефонных аппаратах снимает трубки. Телефонов в квартире тоже много - это, кстати, другой рефрен: многие предметы встречаются парами или большим количеством экземпляров.
Здесь мы видим ее в кабинете мужа - обратите внимание на фотоаппарат, ниже мы увидим его не единожды.



Очень поздно ночью возвращается муж (весьма сомнительно, что он был с любовницей). Он ложится в постель - и Кэтрин вдруг видит, что это совсем другой мужчина! Хуже того, она знает его - это ее умерший несколько лет назад любовник-француз. Она истошно кричит, он зажигает свет - нет, это все же ее муж. Он посчитал, что ей приснился кошмар - но мы теперь знаем, что человек, которого Кэтрин видит, может быть не тем, кого она видит.

Наутро по ее просьбе они уезжают в их загородный дом. Фильм снимался осенью в Ирландии - красивые пейзажи там. Я пожалел, что не нашел фильм в лучшем качестве - и природа, и детали интерьеров, все хочется рассмотреть.
Справа на дороге мы видим их серебристую машину.



Они останавливаются - там, за озером, виден их дом.





Муж Кэтрин хочет поохотиться на перепелок - может, она возьмет машину и сама доедет? Да, конечно - она доедет. Кэтрин смотрит на дом - что это за серебристая машина к нему подъезжает?





Кэтрин присматривается - кто там выходит из машины?





Да это она - Кэтрин! Выйдя из машины, она замечает женскую фигуру на горе за озером - да, это она там стоит и смотрит на дом.



Дальше Кэтрин входит в дом и сюжет идет своим чередом.

Вот эта описанная сцена - гениальна. Я не знаю, как лучше показать расщепление Кэтрин на двух персонажей, причем они продолжают оставаться одним человеком. Напоминаю, весь фильм снят глазами Кэтрин - она всегда присутствует в происходящей сцене. И тут просто сменяется экземпляр, глазами которого смотрим - действительно ли есть подлинная Кэтрин, или оба кэтрин-персонажа (или их больше?) равно являются ею?

Дальше действие происходит в доме. Муж Кэтрин увлекается не только охотой, но и фотографией - вот она смотрит в фотоаппарат (мы его видели раньше). Пожалуй, это последний раз, когда она смотрит в/на него.



Муж входит-выходит в дом, и, не прерывая беседы, предстает перед Кэтрин в виде ее умершего любовника-француза.



Она уже не вопит от неожиданности - она понимает, что не все, что она видит - реально. Теперь надо научиться с этим жить и как-то различать, что есть что и чего нет.



Обратите внимание - теперь фотоаппарат смотрит на нее. И дальше, во всех кадрах, где виден этот фотоаппарат, он следит за Кэтрин.

Но что делать с надоедливым призраком? Попытаться игнорировать?



Или принять его ласки - ах, как он был нежен когда-то!



Опять фотоаппарат смотрит на Кэтрин.



Впрочем, ей не до фотоаппарата - ей бы разобраться с призраками. Особенно если открываешь дверь в кладовку и видишь там незнакомую девочку-блондинку. Она вообще реальна или очередная галлюцинация?



Ах, девочка реальна - муж пригласил своего друга, а тот приехал вместе с дочерью. Девочка живая, все хорошо. Но до чего же она похожа на Кэтрин в детстве!



Это двойничество проговаривается дважды в разных сценах:
"А вы в детстве были похожи на меняя? - Я была красивее!"
"Когда я вырасту, я буду выглядеть как вы"

На этом кадре мы видим всех живых персонажей - муж Кэтрин колдует с вином, его друг помогает, а в комнате Кэтрин и Сюзи складывают пазл. Собственно, пазл это образ самого фильма - мне потребовалось посмотреть фильм дважды, чтобы некоторые кусочки встали на место и открылся секрет происходящего (но об этом позже).



Но кроме живых персонажей есть и призрак любовника-француза - он тоже здесь. В этой сцене его не видит никто из мужчин. Что ж, Кэтрин освоилась со всоими галлюцинациями.



Или нет? Друг мужа тоже был ее любовником (в отличие от француза весьма брутальным) и, похоже, не прочь возобновить отношения.



Не в этой сцене, позже, мы усомнимся в этом - в том, что друг ее мужа хочет с ней близости - разве обязательно человеку быть мертвым, чтобы являться в видениях Кэтрин?

Вот, к примеру - кто спит в кресле? Ее муж



или его друг? (обратите внимание на фотоаппарат - он опять наблюдает за Кэтрин.)



Но с призраками и видениями надо разобраться - желательно раз и навсегда. Француз предлагает - почему бы тебе просто не пристрелить меня?



Она его пристрелит - действительно пристрелит, он больше не будет ей докучать. Заодно этим выстрелом она пристрелит и фотоаппарат мужа - мы не видим, но он находится прмо за спиной француза.



С одним призраком покончено - есть повод быть довольной. Теперь осталось разобраться с остальными призраками - в том числе с двойником Кэтрин.

Сюзанна Йорк действительно круто сыграла - эмоционально очень разная, тем более разные ипостаси Кэтрин незаметно переходят друг в друга, там есть что играть.

Продолжать сюжет не имеет смысла, я уже достаточно много пропустил (да и надо оставить интригу тем, кто решит посмотреть фильм). Размещу просто пару красивых кадров с зеркалами (художник и оператор поработали, да).





Финал, впрочем, расскажу - при попытке убить Кэтрин Кэтрин убивает своего мужа. Пазл не сложился, видения не исчезли.



Это последний кадр фильма - почти сложенный пазл. Обратите внимание, насколько этот дом похож на загородный дом Кэтрин, на место действия. Совсем последним кадром будет вложен недостающий кусок белой лошадки - это окажется искомый единорог. Пазл сложился, надо только додумать недостающие детали. Сейчас мы это обсудим, а пока - титры. Обратите внимание на имена актеров и персонажей (такая пасхалка в духе фильма).



Так вот, основной вопрос - а так ли случайно Кэтрин убила своего мужа? При повторном просмотре замечаешь детали, указывающие на намеренность этого действия. Кэтрин никогда не любила его, вышла за него явно из-за денег. Сексуально он ее не привлекает, да и она его по прошествии лет тоже - она предпочтет секс с воображаемыми любовниками реальному сексу с ним. Даже сами эти видения - любовники как неудовлетворенное сексуальное желание, а двойник Кэтрин - это действительно травма, расщепление личности на осознанную, рациональную и моральную Кэтрин, и ее "темную", сексуальную сторону. Нельзя сказать, что одна часть ее психики подчинила другую - если бы так она была бы вполне цельной, хоть и преступной личностью. Поле битвы - психика, причем битва весьма непростая - потребовалось создать призраки любовников и пожертвовать ими, чтобы создать иллюзию у рациональной части Кэтрин, что она может победить. А потом приемом айкидо - обернуть силу противника против него самого - осуществить задуманное - убийство мужа.

У него не было шансов (как и у рациональной части Кэтрин) - но понять это удалось только при повторном просмотре. В начале 1970-х так сложно еще не закручивали, фильм на пару десятков лет опередил свое время.

Очень красивый пазл, да. Полагаю, если пересмотрю еще раз, то обнаружу еще нетривиальные детали. Изощренно и точно сделано.
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

Recent Posts from This Journal