Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Жан Ванье, Стэнли Хауэрвас "Жить мирно посреди насилия"

Книга четыреста семидесятая

Жан Ванье, Стэнли Хауэрвас "Жить мирно посреди насилия" (Stanley Hauerwas and Jean Vanier "Living Gently in a Violent World", 2008)
Киев-Москва: Дух i Лiтера, 2015 г., 136 стр.

Имя Жана Ванье я впервые услышал в конце 1980-х, кажется - тогда в журнале "Наука и Жизнь" была опубликована его статья с названием типа "Место слабых в душе современного мира", и говорил он там о людях с ограниченными умственными способностями (люди с синдромом Дауна и т.п.). Место в душе и роль их в мире оказывалась неожиданно значимой. К сожалению, этой статьи у меня не осталось, а перечитать хотелось.

А тут недавно А.К. дал мне почитать вот эту книгу. Ну да, Жан Ванье он о том - о его общине "Ковчег", где вместе живут умственно отсталые и добровольные помощники. Началась эта община в 1963 году и до сих пор это основное дело Ванье:
Живя много лет с людьми, которых подавляли, унижали ,отвергали, запирали в интернаты, я увидел их плач и глубочайшее желание значимых и подлинных отношений. Больше всего они нуждались не в благополучии и широких возможностях совершить что-то замечательное, но в признании их самих важными и ценными человеческими существами. А это можно было сделать только путем настоящей дружбы с ними, той, которая полна любви.

За эти годы по всему миру появилась целая цепь таких общин "Ковчег". Жан Ванье католик, но его общины экуменичны, открыты для всех. Однако осмысляет он свою деятельность именно в понятиях христианства.
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что Бог избрал немощных и немудрых, чтобы посрамить сильных и мудрых; Он избрал самых униженных, людей с самого дна общества (см. 1 Кор. 1:27-29). Мы видим, как в этом учении разворачивается образ, в котором иерархическая пирамида превращается в тело, растущее снизу. Могут спросить, значит ли это, что Иисус любит слабых больше, чем сильных? Нет, не так. Тайна умственно отсталых людей в том, что они жаждут подлинных и любовных отношений больше, чем власти. Они не одержимы желанием обрести высокое положение в группе, обеспечивающей признание и продвижение. Они взывают о самом главном - о любви. И Бог слышит их мольбу, потому что в каком-то смысле они откликаются на мольбу Самого Бога - давать любовь.

Любовь не означает делание чего-то необыкновенного или героического. Она означает знание того, как делать обычное с нежностью.

Через это становится понятна цель существования умственно отсталых людей в нашем мире - они нужны, чтобы через заботу о них стать лучше и познать Божью любовь.
Люди, которые приходят в наши общины в качестве помощников, становятся друзьями людей с ограниченными способностями, преображаются. Они открывают для себя, что значит быть по-настоящему человечным, расти в терпении и понимании, в доверии и особенно в прощении.

Общины начинают со служения бедным, но постепенно они должны обнаружить те дары, которые эти бедные приносят с собой. Общины начинаются в щедрости, они должны дорасти до слушания. В конце концов, самым важным оказывается не делать что-то для людей, живущих в нищете и отчаянии, но помочь им обрести уверенность в себе.

Разумеется, тут многие читатели скажут... Да много чего скажут. Я предлагаю этим читателям тут остановиться и подумать вот над чем: все это, что вызывает такое возражение, говорит человек, который уже пятьдесят лет занимается помощью умственно отсталым, он физически живет в общине вместе с ними. Разумеется, это не значит, что ему нельзя возражать, можно (тем более что второй соавтор книги - университетский философ, за ним десятилетий служения не стоит), просто помните, что свои слова Ванье подтверждает своей жизнью. Как минимум, он заслуживает того, чтобы его слова обдумали.

В чем ключевое различие отношения к умственно отсталым, проповедуемого и практикуемого Жаном Ванье, от отношения современной медицины? Начать надо издалека - из отношения ко времени. Мы живем в мире спешки и неприкаянности, и именно спешка, скорость, определяет очень многое в нашем мире. В частности - выбор технологий:
Причина того, что спешка и неприкаянность настолько значительны, лежит в современном доверии к технологии и к тому, что технология мобильности делает возможным, а на самом деле, необходимым.

Если технология заменяет общину, не стоит ожидать, что община вдруг вернется, когда вы в кризисе. Мне кажется, что это образ того, как спешка приводит к технологии, которая затем подрывает жизнеспособность общины. Сегодня мы видим то же самое в медицине: ставится задача не заботиться о пациентах, а лечить их. Когда забота подменяется лечением, мы не знаем, что делать с пациентами, которых мы не можем вылечить. Что делать с людьми, страдающими такими болезнями, от которых они не оправятся? Это результат победы спешки.

Это относится также к презумпции, что люди с диагностированной умственной неполноценностью не должны иметь детей, что в этом случае аборт - правильное решение. Я думаю, что такая презумпция основана на нашем понимании сострадания, это - сошедший с ума гуманизм.

Тут я еще раз напоминаю, что авторы - католики, для которых аборт неприемлем в принципе. Здесь же выстраивается аргументация того, почему он неприемлем даже в том случае, если известно, что ребенок будет умственно неполноценным.

На этом я, пожалуй, закончу свою рецензию. Просто потому, что пересказ предполагает восприятие этой аргументации и затем продуцирование высказывания от этого лица (этим пересказ отличается от цитирования, где высказывается сам автор). У меня нет достаточно душевных сил чтобы вжиться в образ мысли авторов, а небрежное рассуждение от их имени в рамках данной темы непростительно. Так что желающих углубиться отсылаю непосредственно к книге, либо к другим книгам Жана Ванье, которые есть в сети.
Tags: Книги 5
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments