?

Log in

No account? Create an account
Тимур Василенко [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" [Feb. 12th, 2018|12:40 am]
Тимур Василенко
[Tags|]

Вчера сходил на этот новый фильм Мартина Макдоны, понравился очень. Надеюсь, он соберет все актерские "Оскары" - МакДорманд, Харрельсон и Рокуэлл постарались на славу, да и им было, что играть; но даже если не брать главные роли, то и второстепенные и эпизодические персонажи там хороши - и парнишка-рекламщик, и девятнадцатилетняя красотка (она просто гомерически смешна), ну а Динклейдж, он умеет.

Зал был полон (еще бы - на полумиллионный город всего два кинотеатра показывают этот фильм по одному сеансу в день), в основном молодежь. По окончании фильма услышал несколько раз в разговорах: "ну, если Рокуэлл не возьмет 'Оскара', то удалю свой паблик ВКонтакте!".

А я вот вышел с этого фильма со смешанными чувствами: да, сделано здорово, и сыграно отлично, запоминающиеся диалоги (и монологи - посмертные письма шерифа), неожиданные повороты сюжета - но о чем этот фильм? Если отжать до сухого остатка - что останется? С неким тревожным недоумением, что я чего-то не улавливаю, я лег спать. А сегодня утром смысл фильма выкристаллизовался.

Для начала - напомню сюжет: в маленьком городке Эббинге, в американской глубинке, семь месяцев назад была изнасилована и убита молодая девушка. Расследование зашло в тупик - свидетелей нет, совпадений по генетике нет. Мать убитой (МакДорманд) арендует три рекламных билборда на окраине (как раз там и было совершено преступление) и размещает на них такие надписи:
"Ее насиловали, когда она умирала"
"До сих пор никого не арестовали"
"Как же так, шериф Уиллоби?"

Город раскололся - кто сочувствует ей, кто считает, что зря она написала это, шериф (Харрельсон) хороший человек и сделал все, что мог. К тому же, у шерифа рак, ему немного осталось, и многие в городе знают об этом. Это обстоятельство не смягчает МакДорманд - "мы все умираем!". Шериф застрелился - он не хотел, чтобы жена запомнила его страдания, но весь город счел, что это из-за билбордов. В общем, понятно - пересказывать дальше не буду. Будем считать, что читатель фильм видел, и потому я буду ссылаться на эпизоды без их пересказа.



Так о чем фильм? Первое впечатление, что это фильм "не сдавайся, иди до конца". И героиня МакДорманд именно так это и воспринимает - она не боится противостоять всему городу, она не дает поблажки себе - напомню эпизод с ланью, когда утром у билбордов МакДорманд видит дикую лань, любуется ею и спрашивает ее, вернее, себя: "не хочешь ли ты мне сказать о реинкарнации? Нет, ты - не она, ее изнасиловали и убили, и она мертва". Не сдаваться - это явно девиз героини МакДорманд.

Но об этом ли фильм? На самом деле основной посыл фильма если не противоположный, то перпендикулярный этому. Это фильм о том, что воздержание от действия - очень трудная добродетель.

Еще раз: "воздержание от действия - очень трудная добродетель".

Теперь попытаюсь обосновать этот тезис, показать, что фильм именно об этом.

Для начала хочу сказать, что Мартин Макдона уже обращался к этому тезису - в кино вскользь, в драматургии явно. Начнем с кино. Его первый фильм - "Залечь на дно в Брюгге". Там основной тезис фильма, его сухой остаток - "за свои дела надо платить". Напомню, что там герой Фаррелла (наемный убийца) случайно убивает ребенка. Это категорически против правил шефа этой киллерской организации (Файнс), который отсылает Фаррелла и его напарника (Глисон) отсидеться в Бельгии, в Брюгге. Позже он даст ему приказ убить Фаррелла, но тот и сам хочет застрелиться - и Глисон, видя это, не только не убивает его, но и мешает покончить самоубийством. Если бы он воздержался от действия и дал Фарреллу нажать на курок, то в фильме было бы на три трупа меньше. Этой смерти хотел Файнс - потому что правила нарушать нельзя; но этой смерти хотел и сам Фаррелл - потому что его мучает совесть, он не хочет жить детоубийцей. Все началось со случайности - Фаррелл не хотел убивать ребенка, пуля прошла навылет и попала в мальчика. Наказание за случайность - смерть Фаррелла, и он понимает, что это правильно. Вот основной посыл фильма. Но Глисон решил, что это неправильно - в результате плюс три трупа, в том числе совсем непричемный карлик.
(кстати, скандально известная пьеса Макдоны "Человек-подушка" ровно об этом же - об ответственности)

В драматургии Макдоны есть пьеса "Лейтенант с острова Инишмор", это такой гран-гиньоль типа "Семи психопатов" - вот там тоже все беды (а также пытки и куча смертей) происходят потому, что персонажи начинают лихорадочно действовать; если бы они не пытались исправить неисправимое, просто доверились судьбе, то все бы обошлось (была такая вероятность). Но нет, сидеть и ничего не делать - это трудно, чертовски трудно! От ужаса хочется спрятаться за действием - за любым, лишь бы не оставаться наедине с ожиданием.

"Три билборда" - об этом же. У героини МакДорманд изнасиловали и убили дочь - это ужасно. Полиция не нашла преступника - бывает, не все преступления (даже в кино!) раскрываются. Надо что-то делать! Нельзя сидеть сложа руки, надо что-то делать! Но вот что?

Присмотримся к героине МакДорманд. Что она хочет от полиции? Что, по ее мнению, они не сделали? - Ах, они не взяли тест ДНК у всех мужчин города, всех мужчин штата. Да у мальчиков при рождении надо заносить их ДНК в базу данных, чтобы потом всегда можно было найти насильника (привет феминисткам). Осторожное возражение шерифа что это нарушает права, для нее ничего не значат. Не будем судить ее строго - она из реднеков, в университетах не обучалась, хотя "ах, это его слово против моего, но сейчас девчонка победит" (это когда она дантисту ноготь просверлила) - кое-что в правах и судебной процедуре она понимает, это вообще американский народный спорт - судиться.
Второй звоночек - это ее разговор со священником (явный привет режиссера своему брату и его фильму "Голгофа"), когда она сравнивает церковь с бандой и рассуждает о принципе "если один член банды совершил преступление, то в нем виновны и все остальные члены банды". Может, чтобы спровадить незваного гостя со своей кухни это и годится, но нельзя не видеть за этим групповым обвинением и тень межрасовой и национальной розни (типа "во всем виноваты евреи"). Нет, у нее именно расовых предубеждений нет, но слишком легкое обобщение на широкую группу - тот самый опасный путь.
Кстати, в копилку групповых обвинений - ее бил муж, бывший полицейский, она бросает другому полицейскому "все вы бьете жен!". Все мужики потенциальные насильники, все священники педофилы, все полицейские бьют жен - это такой стиль мышления.



Впрочем, не столь важно, как она мыслит, важно то, что она делает. Ставит билборды - ладно. Имеет право, можно понять. Но когда билборды поджигают, она не сомневается в том, кто это сделал - разумеется, полиция! Кто же еще?! Этого нельзя оставлять - действовать, действовать! - и, вооружившись четырьмя бутылками коктейля Молотова, она ночью сжигает полицейский участок. Только участок не пуст, там герой Рокуэлла - тот получает серьезные ожоги.

А позже выясняется, что билборды поджег бывший муж.

Случайный эпизод? Отнюдь. Давайте вспомним, чем кончается фильм: МакДорманд и Рокуэлл рано поутру едут в Айдахо пристрелить одного подонка. Нет, он не убивал и не насиловал дочь МакДорманд - он в это время был солдатом в Ираке. Но он хвастался в баре изнасилованием - если не эту девушку, то кого-то он изнасиловал и убил? А потому заслуживает смерти.

Вот это уже максимально серьезно. Убить подонка (а он показан исключительно мерзким подонком ), лишь бы не сидеть сложа руки.

Подонок - это не уголовное преступление. Единственное преступление, которое он совершил, это разбитый семидолларовый фарфоровый заяц, за которого он не заплатил. Драка с Рокуэллом была спровоцирована последним.

Что мы знаем о якобы совершенном им изнасиловании? Он рассказывает о нем своему приятелю в баре, весьма экзотические детали совпадают с убийством дочери МакДорманд - изнасилована и сожжена, вроде даже сначала ее подожгли и в процессе насиловали. Он знал об убийстве в Эббинге из газет (в магазине говорит МакДорманд, что видел в газете фотографию ее дочери). Возможно ли такое, что он действительно кого-то изнасиловал и убил, причем этим весьма экзотическим способом - поджег и насиловал? Весьма сомневаюсь.

Этот парень любит рассказывать, любит пугать. Ему хочется выглядеть крутым чудовищем - или в глазах восхищенного попутчика-отморозка (рассказ в баре), или в глазах матери убитой девушки (визит в магазин). Только вот на его "а может, я тот, кто ее изнасиловал и убил" МакДорманд твердо спрашивает его "это правда?" - "нет, но я хотел бы" (и мы замечаем, что он дрогнул, он не ожидал такого вопроса).
Он все рассчитал - он был за океаном, когда все произошло, у него 1000% алиби (и оно понадобилось!). Он хочет казаться жутким насильником, он мразь, подонок, но вряд ли он кого действительно изнасиловал и убил.

Но все эти соображения не пришли в голову Рокуэллу (он туповат) и МакДорманд - и они едут убивать этого подонка. Если они его пристрелят, то вот они - они оба - будут убийцами. Убийцами без скидок. Впрочем, есть шанс, что по дороге в Айдахо они все же передумают. Хочется на это надеяться.

Фильм о том, что делать что-то лишь бы что-то делать, лишь бы не оставаться наедине со своим горем и своими мыслями - это слабость. Делать надо то, что надо, а если делать нечего, то не надо ничего делать. Звучит как тавтология, но это чертовски трудно - ничего не делать, когда нестерпимо. Иногда надо просто терпеть, претерпеть бессилие.

Такой вот скрытый посыл этого фильма.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: stierliz
2018-02-11 10:15 pm (UTC)
Большое спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 12:52 pm (UTC)
всегда пожалуйста
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2018-02-12 07:06 am (UTC)
Соглашусь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 12:52 pm (UTC)
рад
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: orangtua
2018-02-12 10:02 am (UTC)
Зер гут. Отличный отзыв.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 12:53 pm (UTC)
яволь! (не знаю, что полагается отвечать на "зер гут" :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lazy_rabbit
2018-02-12 10:41 am (UTC)
классный отзыв и прекрасный разбор. мне вот такая трактовка фильма в голову не приходила.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 01:01 pm (UTC)
ну, фильм буквально требует интерпретации. если бы не было открытого финала, то это требование было бы намного слабее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lazy_rabbit
2018-02-12 01:02 pm (UTC)
согласна.
кстати, как вам финал?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 01:10 pm (UTC)
на месте :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deankorrl
2018-02-12 11:54 am (UTC)
а мне кажется, что в Айдахо они едут для того, чтобы просто ехать:)фильм трансформируется из жестокой драмы в роуд-муви где-то там после титров. Убийство подонка маловероятно, да это и не важно уже для них двоих. В этот момент каждый из них - совсем другим человеком стал. Макдорманд сбавила обороты и твердолобую решимость, основательно задумавшись над правильностью и полезностью собственных деяний тогда, когда подпалила Рокуэлла и тогда же, когда завязала...ээ...дружбу с карликом, обеспечившим ей алиби и смягчившим ей почти окаменевшее сердце, впрочем его и Харрельсон, и Рокуэлл и все прочие понемногу в процессе повествования смягчали.
"не оставаться наедине со своим горем и своими мыслями" горе в финале не такое уж и горе, а некий трудный опыт, который пережит и человек с ним примирился.

Edited at 2018-02-12 11:56 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 12:25 pm (UTC)
Я до просмотра фильма не читал о нем никаких отзывов и вот сегодня прочел целую кучу. В некоторых обсуждается финал - кто-то просто возмущен его открытостью, кто-то ею восхищен, остальные разложились примерно пополам - одни уверены, что эта парочка подонка замочит (и, подозреваю, недовольные открытым финалом ждали того же), другие, как и Вы, уверены, что никого они не убьют. Не знаю.

Я, в свою очередь, категорически недоволен оскаровской киноакадемией, номинировавшей сразу двух актеров этого фильма на второстепенную мужскую роль. А какая мужская роль тут первого плана, если не шериф и не туповатый сержант?! Понятно, что женской роли второго плана тут просто нет - ни жена шерифа, ни негритяночка-продавщица, ни совершенно восхитительные в своей глупости юные красотки на роль не тянут (а как эпизоды хороши). Надо было Харрельсона на главную роль (это ничего, что он в середине фильма застрелился у него потом несколько отличных монологов-писем) и Рокуэлла на второстепенную - и все три актерских оскара отдать им.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deankorrl
2018-02-12 12:55 pm (UTC)
все три Оскара им надо - да:) Только Макдорманд перешибает своей мощью и энергетикой Харрельсона, который действительно умудрился даже после смерти присутствовать на протяжении всей этой истории. Считаю, что ему отличная роль досталась, хоть и не главная - эдакий добросердечный образцовый шериф-гражданин-человек. По поводу смертоубийства подонков согласна с maxandmum: кажется, режиссер деликатно намекает на то, что начальство прикрыло соучастника..и этот подонок - всамделишный подонок (в том числе и сценой с зайцем намекается, подонок знал, что ему все с рук сойдет); за одну его "богатую" больную фантазию (если рассказ его - неправда) уже можно пристрелить:) Если б Макдона открыто заявил о прикрывательстве негодяя - фильм, должно быть, запретили б к чертовой бабушке, как какие-нибудь, например, Безумцы Титиката, запрещенные к показу более 20 лет
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 01:09 pm (UTC)
Если его прикрыло начальство, то это совсем другой фильм - и совершенно нехарактерный для Макдоны. И его фильмы, и его пьесы - это герметичные истории, мы видим всех действующих лиц подробно, с разных ракурсов. Это театральные истории. Ссылка на "военное начальство" сразу размыкает историю, это в 70-80-х любили снимать такие фильмы (и в СССР их с удовольствием показывали - все эти полицейские боевики с Делоном или "Три дня Кондора").
Нет, это не в стиле Макдоны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deankorrl
2018-02-12 04:05 pm (UTC)
звучит убедительно:) только вот зачем невинному тащиться в другой штат для того чтоб "пугать" небылицами незнакомую мать незнакомой девушки? тогда возможно он и впрямь давний друг почившего шерифа (вторая версия, им высказанная)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 04:13 pm (UTC)
если друг шерифа, то зачем тогда хвастать в баре изнасилованием? нет, он просто тащится от того, что его принимают за бесчеловечное чудовище.
да и сомневаюсь, чтобы этот шериф стал с таким дружить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deankorrl
2018-02-12 05:01 pm (UTC)
зачем хватать? затем, например, что оно, изнасилование, действительно было, только где-то там, на неведомых ближних востоках, или где он служил? а шериф, да, дружить бы с ним ни стал, а служить - мог бы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxandmum
2018-02-12 12:28 pm (UTC)
Пост хороший. Но есть вариант: подонка прикрыло армейское начальство. Тогда он может быть не насильником - днк железный аргумент -, а, например соучастником. И тогда Макдорманд и Рокуэлл не так уж не правы. Но мне ближе взгляд deankorrl несколькими каментами ниже. Но точка зрения интересная, особенно про В Брюгге. А в Психопатах в чем философия на твой взгляд?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-12 12:43 pm (UTC)
Я думал над этим - "прикрыло армейское начальство". Вариант возможный, но несколько притянутый: я понимаю, если бы они покрывали его военные преступления, но преступления на гражданке? Он сейчас не служит (слишком много катается и болтает), маловероятно, что он такой уж ценный кадр. Военному начальству прикрывать его нинакой.

Векой выше я привел еще один аргумент, почему версию с военным начальством я не считаю адекватной.

Насчет "Психопатов" - не знаю, смотрел всего один раз и не очень помню. Навскидку - о примирении со своей смертью (телефонный разговор Фаррелла с Уэйтсом, вьетнамец, телефонное послание Уокена, финал Рокуэлла). Фаррелл ведь вышел из этой истории внутренне мертвым, освободившимся от суетных привязанностей, настоящим буддистом - именно это чувствует Уэйтс в нем во время разговора.
Но это так, по уму стоит пересмотреть.


Edited at 2018-02-12 01:12 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: baby_lyaliko
2018-02-15 06:21 pm (UTC)
"явный привет режиссера своему брату и его фильму "Голгофа""
- то-то я половину фильма "Голгофу" вспоминала - а оно вон что, брат! Там не только разговор со священником. Там сама идея перекликается: текст на билбрдах - это по сути вопрос/упрек о том, что в мире существует зло и оно безнаказанно, как же так? И этот вопрос/упрек так же как в "Голгофе" обращен к самому здравомыслящему и доброму персонажу, которого кажется упрекать-то как раз не очень справедливо.
И "Голгофа" дает свой вариант ответа, а у "Билбордов" финал открытый, ответа нет, одни вопросы..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-02-16 01:11 pm (UTC)
Да, неплохая параллель.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _meskalito_
2018-05-12 07:05 pm (UTC)
согласен с оценкой фильма но самое печальное что именно за первый поверхностный слой фильм и полюбился массовому почитателю

пытался написать рецензию но не закончил
вот что получилось

Три билборда на границе и пожирающая мать

Часть 1

Имена

Слава Богу фильм не получил Оскара за что ругаются его поклонники, но тем самым оскаровское жури дало возможность спокойно поговорить о фильме о его популярности и почему хорошо что Оскар обошел его.

История тяжелая грустная и трагическая, что само по себе дает инстинктивный повод сочуствия героине и примкнувшим к ней.
Американское захолустье нарочито дикое а, возможно, оно такое и есть! Золотая пора демократии прошла доткомы лопнули, пузырь недвижимости тоже лопнул люди живущие своей мелкой жизнью в дали от цивилизации и спасается кто как может. А так же развлекается кто как может.

В этой глуши живет женщина Милдред Хейс с двумя детьми дочерью и сыном.
Стоит остановиться на значении имени Милдред. Википедия упоминает два факта - значение имения gentle strength наверное можно перевести как мягкая сила или что то типа того. Второй факт состоит в том что имя крайне редкое и по-статистике встречается один раз из двух тысяч имен. Знаменито тем что в средние века аббатом была кроткая и смиренная Милдред.
Фамилия Hayes имеет два толкования галльское происхождение и обозначает ОГОНЬ! А так же восходит к имени Aodh - подземного бога древних ирландцев! Нелохо! Очень интригующее начало! Все глубже чем просто лежащее на поверхности реднекство и американское захолустье. Смиренная сила с одной стороны ОГОНЬ и подземное царство! вот что лежит в имени главной героини протагониста, который из смирения переходит в фазу огня и далее карающего меча ведущего грешников в подземное царство по заслугам!

Часть 2

Билборды

Фильм начинается с завязки о билбордах. Три священное число в христианстве - отец сын и святой дух, есть ли с этим связь неизвестно! посмотрим! Возможно это лишь совпадение или прикрытие а авторы вызывают более древние силы нежели христианство.
Милдред и сын едут по дороге и встречают три заброшенных рекламных щита которые находятся недалеко от места гибели ее дочери. Место безлюдное и редко посещаемое но тем не менее, когда ее дочь собирается потусить мать неспособная повлиять на дочь не дает ей машину и дочь психуя на зло матери идет пешком и... пропадает. Находят ее обезображенное и сожженное тело после изнасилования... бедное дитя...
Но вся жалось фильма обращена не на убитого ребенка , а на мать в которой вдруг просыпаются с неистовой силой материнские чувства и любовь и она начинает свой поход против СИСТЕМЫ во имя мертвой дочери.

Инстинктивно хочется быть на ее стороне ведь вокруг бездушная система которая ничего не хочет делать

(продолжение возможно последует)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2018-12-25 10:59 am (UTC)

Лучший Кино-ЖЖ-пост 2018 года!

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Лучший Кино-ЖЖ-пост 2018 года!» в контексте: [...] от (01.02) Три билборда на границе Эббинга, Миссури [...]
(Reply) (Thread)