Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

"Россия в глобальном контексте", выпуски 66 и 73

Книга четыреста семьдесят восьмая

Цикл публичных лекций "Россия в глобальном контексте",

выпуск 66 "Календари и время"
М: Никитский Клуб, 2014 г., 72 стр.
http://nikitskyclub.ru/wp-content/uploads/2015/04/66-%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D0%B8-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F.pdf

выпуск 73 "Каково это - быть камнем? (Субъективная реальность и мозг)"
М: Никитский Клуб, 2015 г., 72 стр.
http://nikitskyclub.ru/wp-content/uploads/2015/05/73.pdf


Никитский Клуб проводит публичные лекции в формате "три докладчика по 15-20 минут, потом дискуссия". Формат ненапряжый - за такое время никто больше одной мысли сказать по серьезной теме не может, докладчики рассматривают тему с разных сторон, но все равно по верхам; и доклады, и дискуссия после это скорее набор ярких примеров. Читать такое легко, я читал в состоянии головной боли (вот стихи читать при головной боли не могу, а это - легко!).

Темы данных лекций в данном случае совсем уж расплывчатые, но зато такие, где всякого попутно-любопытного можно много порассказать. Я не буду пытаться пересказать доклады - того не стоит, в общем-то; зато ярких цитат понадергать можно, они сами по себе любопытны.

Далее цитаты из обоих выпусков, сгруппированные по авторам.

Сто лет назад мир сломался, как мне кажется, не потому, что сложились такие-то и такие-то обстоятельства. Мир сломался потому, что все как будто сошли с ума. Ведь все люди, которые отвечали за принятие малых и больших, как выяснилось, и огромных решений, руководствовались несуразно мелкими резонами. Сломалась иерархия.
(Александр Привалов, научный редактор журнала "Эксперт")

У кого-то из ленинградских искусствоведов был описан почти научный эксперимент на дому о музыке и времени, который был поставлен то ли до войны, то ли после, не суть важно. Собиралась интеллигентная ленинградская публика, слушали классическую музыку на виниловых, как положено было тогда, пластинках. Эксперимент, естественно, был подготовлен. Ставится ария в исполнении баса Василия Петрова, по окончании у присутствующих спрашивают, сколько времени длилась ария? Как помню, реальное время звучания составляло 4 минуты 12 секунд. И все практически безошибочно назвали эти 4 минуты или около того. Потом, через чайную паузу, та же ария, но уже в исполнении Федора Шаляпина. И ни один человек не смог угадать точное время. При этом время называлось в полторадва, а то и в три раза большее, чем это было на самом деле.

Я поздно начал читать и очень любил, когда мама и домашние читали мне вслух. Так вот, когда слушаешь русские сказки, именно слушаешь, а не читаешь, где герой общается с травой, водой, с деревьями, птицами, вообще со всем звериным миром, — то всё это порождает в тебе удивительную, но абсолютно реальную картину, что ты полноценный участник этого сложносоставного мира звуков, смыслов и образов. Но затем как костяшки на счётах мелькают годы, и ты обнаруживаешь, что это чувство осталось за непереходимой чертой, и что этот мир тебе более недоступен и, скорее всего, останется лишь в твоей детской памяти.

(Андрей Чернихов, архитектор)

Китай — цивилизация, которая, как сказал когда-то Хозе Аргуэльес о майя, «calendar obsessed», одержимые календарём. Я всё время рассказываю, как можно было бы воспитать настоящего китаеведа, чтобы вообще понимать что-то о Китае. Он обязательно должен иметь точные знания, как устроена традиционная китайская медицина, ибо любой китаец до настоящего времени так воспринимает своё здоровье и болезнь, своё развитие, созревание, старение, умирание. Так каждый китаец понимает, собственно, качество своего существования внутри тела.
Календарь — следующий по значимости для китайцев. Календарь можно назвать центром китайского способа восприятия мира, китайского способа описания мира.
Дальше идёт наука о сознании, технология работы с календарём, которая называется в китайской традиции «Книга Перемен», затем идут более известные в мире китайские мудрецы — это и Лао-цзы, это и Конфуций, и Сунь-Цзы. Их много разных, и все они пользовались традиционной китайской медициной, календарём, «Книгой Перемен» как чем-то совершенно неотъемлемым.
Нужно понимать, что традиционная китайская медицина тоже является календарной медициной, медициной времени. Она описывает время, как сознания, представленные в теле, и в данном случае я обозначу сознание понятием «дух», который обладает веществом, качеством и силой. Одновременно он подразделяется в теле на ощущение и дыхание. И ощущение представлено веществом, качеством и силой.
Вещество ощущения — это тело. И есть дыхание, и дыхание это, собственно говоря, тоже вещество, качество и сила, и в этом месте как раз находится понятие души.
Вещество, качество и сила дыхания — это всегда вещество, качество и сила дыхания времени. Надо понимать, что в традиционной китайской медицине как бы основным ноу-хау, отличающим её от других медицин, является некое описание тела как взаимодействие двенадцати систем, двенадцати каналов — меридианов, по которым течёт эта самая мистическая загадочная энергия ци, что я и перевожу как слоган «вещество, качество и сила дыхания». Вещество, качество и сила дыхания, которое состоит из вдохов и выдохов.
А дальше — в китайской традиции существует календарь, который описывает качество кругов времени, проходящих по циклам движения внешнего и внутреннего миров для человека, представленным внутренним миром его ощущения и переживания, и внешним миром, который он воспринимает внутри себя. В китайской традиции время описывается не как прошлое и будущее, а как приходящее и уходящее — чувствуйте разницу. Собственно говоря, всё зависит от того, насколько ты способен развить свою способность вглядываться, видеть, тонко воспринимать, далеко воспринимать. В даосской традиции одной из целей даосизма является достижение чан шэн пу сы, по-китайски это называется «долгой жизни без смерти», то есть физического бессмертия. Есть ещё такое понятие «чан шэн цзю ши», то есть «длинно жить и долго видеть».
Собственно говоря, вот это «видеть долго» и «видеть длинно» — способность, которую можно развить. В традиционной китайской медицине сила дыхания движется по каналам меридианов. Существует такой древнекитайский «Трактат Жёлтого Императора о внутреннем», который до настоящего времени является основным трактатом, на основании которого китайский традиционный врач учится лечить болезни.

(Бронислав Виногродский, китаевед)

В охотничьих мифах время устроено нелинейно и течёт с разной скоростью. Пространство охотничьего мифа — это некая траектория движения, без которого не мыслимо само развитие эпического сюжета. А время может сжиматься (в момент преследования дичи) или растягиваться (в период послетрапезного отдыха). Круговое, циклическое время начинается только в культуре земледельцев. Пространство же обретает категории центра — обработанного поля и периферии — поля дикого.
Более поздняя модель — время векторное, историческое. В японское сознание оно проникает вместе с китайской культурой, с идеологией буддизма и конфуцианства. Однако и сегодня в подсознании японцев, по утверждению психологов, не потеряла актуальности сельская, синтоистская модель времени, которая в средние века парадоксальным образом соприкасалась с буддийским представлением о квантово-сингулярном времени «вечного сейчас» — нака-има. Это экзистенциально переживаемое время характерно для раннедетской психологии или в состоянии воина на поле брани.

В средневековой японской культуре отчётливо присутствует тенденция перехода временных категорий в пространственные. Это можно было бы проиллюстрировать примерами из японской поэзии, музыки, живописи, архитектуры и т.д. Возможно, это одна из причин отсутствия в японской традиции классического эпоса — весьма необычное явление в истории мировой культуры.

В японской классической культуре, где научно-системный подход к явлениям не очень развит, это компенсировано опытом оптимальной эмпирики, практической интуиции. Для чего, скажем, было воину (а не монаху) с помощью специальных психофизических упражнений заниматься дзэнской практикой безличностного созерцания — самадхи — и устранять разницу между субъектом и объектом познания вплоть до стадии бодхи, где она преодолена полностью? Для того, чтобы на поле боя ощущать себя не личностным миражом, колеблемым ветрами многообразных земных страстей, но, говоря по-христиански, «орудием в Руце Божией», или частицей Дао, и пребывать в состоянии «недеяния» (кит. увэй, яп. муи), то есть не субъективного деяния.

(Виктор Мазурик, доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ)

Оказалось, что само сознание устроено сложнее, чем думали раньше. Раньше все думали, что есть процессы, которые мы осознаём — и это то, что относится к нашему сознанию. А то, что в мозгу происходит, но что мы не осознаём,— это просто взаимодействие между разными нейронами головного мозга, то есть то, что не похоже на то, чем занимается сознание. Ведь с помощью сознания я могу мыслить, выдвигать гипотезы, рассуждать, делать умозаключения, анализировать, синтезировать что-то, могу переживать эмоции, вспоминать что-то сознательно. И вдруг оказалось, что масса процессов в мозгу происходит бессознательно, например процессы, относящиеся к мышлению: мозг бессознательно мыслит, принимает решения, строит гипотезы, интерпретирует. Эмоции могут быть бессознательными, воспоминания могут быть бессознательными.
Область бессознательного расширилась, она оказалась очень большой — то, что раньше казалось невозможным. В этой связи возникает вопрос: что же такое сознание вообще, и зачем оно нужно?

(Владислав Лекторский, философ)

А у этих кальмаров, если я не ошибаюсь, у них сначала мозг есть, пока они растут, а потом за ненадобностью — что нам урок! — он, этот мозг, отмирает, потому что не нужен. Или осьминог, у которого в каждой ноге по мозгу. Как вообще представить себе эту картину?
(Татьяна Черниговская, зав. лабораторией когнитивных исследований СПбГУ)

Вот, кстати, вопрос к биологам: про кальмара - это правда? У него действительно мозг сначала есть, а потом отмирает?
(Гугл на запрос "мозг кальмара" предлагает его дополнить словом "отмирает". Похоже, не один я этим озадачен)
Tags: Книги 5
Subscribe

  • "Насмотревшись детективов"

    На ютубе обнаружилась моя любимая киноманская комедия " Насмотревшись детективов / Watching the Detectives" (2007, Пол Сотер). Фильм, в котором я…

  • Два позднесоветских артхаусных фильма

    Эти два фильма многое соединяет: - оба вышли в 1988 году - они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус - "ушиблены Тарковским", сняты…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments