Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Малларме о поэзии и Книге


Я всегда желал и искал чего-то иного с многотерпением алхимика, готового принести в жертву и свою гордыню, и людское признание, сжечь их, как, бывало, алхимики сжигали не то, что мебель, но и стропила собственного дома, дабы раздуть огонь в очаге Великого Деяния. О чем речь? - это трудно выразить: о книге, просто-напросто о книге, состоящей из множества томов, о самой доподлинной книге, где все продумано и выстроено, а не о каком-то собрании случайных, пусть даже прекрасных, плодов внезапного вдохновения... Скажу больше: я мечтаю о Книге, единственной на свете, по моему убеждению; ее и никакую другую пытался создать, сам того не зная, каждый, кто брал в руки перо, не исключая Гениев. Она - орфическое истолкование Земли, в коем только и заключается подлинное призвание поэта и высшее предназначение литературного действа: в подобной книге все - от ритма, безличного и живого, вплоть до нумерации страниц - должно соотноситься с требование этой мечты, или Оды.

Стефан Малларме "Письмо Полю Верлену" от 16 ноября 1885 г.



Стих в языке есть повсюду, где есть ритм, - повсюду, исключая разве что объявления на столбах и на последних страницах газет. В так называемой "прозе" вы на самом деле обнаружите стихи (причем превосходные) любого ритмического рисунка. Да и сказать по правде, прозы как таковой не существует вовсе: существует лишь своего рода алфавит, а на его основе всегда складываются стихи - более или менее энергичные, более или менее рыхлые. Акт стихосложения присутствует всякий раз, когда имеет место стилевое усилие.

Что же до содержания, то, полагаю, поколение молодых ближе к поэтическому идеалу, нежели парнасцы; предаваясь непосредственному изображению предметов, парнасцы уподобляются философам и риторам старой школы. Мне же, напротив, кажется, что нужен только намек и ничего другого. Созерцание предметов, образ, взлелеянный грезами, которые они навевают, - вот что такое подлинное песнопение; парнасцы же берут вещь и выставляют ее напоказ всю целиком, а потому тайна ускользает от них; они отнимают у читателя восхитительное чувство радости, ощущение того, что они сами - творцы. Назвать предмет - значит на три четверти разрушить наслаждение от стихотворения - наслаждение, заключающееся в самом процессе постепенного и неспешного угадывания; подсказать с помощью намека - вот цель, вот идеал. Совершенное владение таинством как раз и создает символ; задача в том, чтобы, исподволь вызывая предмет в воображении, передать состояние души или, наоборот, выбрать тот или иной предмет и путем его медленного разгадывания раскрыть состояние души.

Стефан Малларме "О литературной эволюции", интервью 1891 г.


Поэзия есть то, что позволяет выразить - с помощью человеческого языка, обретшего свой исконный ритм, - потаенный смысл разноликого бытия: тем самым она дарует нашей бренной жизн подлинность, и потому идеал всякой духовной деятельности заключен именно в ней.

Стефан Малларме, 1884 г.


Созревшее во мне убеждение (которое мне то ставят в заслугу, а то в упрек, хотя я готов отстаивать его наряду с другими, здесь высказанными), краткое исповедание моей веры состоит в том, что все в мире существует для того, чтобы завершиться некой книгой.

Стефан Малларме "Книга, орудие духа", 1895 г.


PS.
Запрос к службе утерянных цитат, т.е. к коллективному разуму:
где-то Малларме сказал, что "мастерство леденит"; где?
Вроде бы эти слова Малларме использовал Адорно в виде эпиграфа в одной из своих работ, или же где еще встречалось - нужна хоть какая-то зацепка.
Tags: Цитаты, Эстетика
Subscribe

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Уильям Голдман "Принцесса невеста"

    Книга шестьсот двадцать третья Уильям Голдман "Принцесса невеста" (William Goldman "The princess bride", 1973, 1998, 2003) СПб: Азбука, 2017 г.,…

  • Манон 70

    Недавно посмотрел фильм " Манон 70 / Manon 70", вольная экранизация романа XVIII века "Манон Леско" аббата Прево. Фильм снял Жан Орель в 1968 году,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments