Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Проф. Р. Випперъ "Круговоротъ исторiи"

Книга четыреста восемьдесят третья

Проф. Р. Випперъ "Круговоротъ исторiи"
Москва-Берлин: Возрождение, 1923 г., 203 стр.
https://www.twirpx.com/file/1803362/

Люблю иногда прочесть какую-ньть публицистику вековой и более давности. Очень она успокаивает - не столько она сама, но и знание, что там дальше было. Не потому, что история повторяется - наверное, она не повторяется; но вот что точно повторяется - это ожидания разной степени катастрофичности. Полезно взглянуть на современную публицистику под этим углом - понимая, что многое в ней просто типовые реакции, к действительности не имеющие отношения.

Но правильная публицистика полезна не только этим - все же в ней есть мысль или хотя бы более-менее продуманная точка зрения неглупого человека. Данная книжечка вполне соответствует этому критерию.

Это сборник отдельных статей, даже публичных лекций, читанных в 1920 году. Автор историк, занимался античностью, древним миром, так что ему есть, что сказать. Наблюдая пореволюционную неразбериху он пытается дистанцироваться и взглянуть на происходящее с удаленной исторической точки зрения. Взгляды профессора, вернее, вырисовывающийся за ими идеал - весьма своеобразны.

В статье "Конец индустриальной системы" профессор сравнивает капитализм и марксизм и приходит к выводу об их глубинной общности и неприемлемости обоих (прям-таки две дороги к одному обрыву). Очень ему не нравится индустриальная система и основанная на ней европейская цивилизация:

В качестве материальной организации, индустриальная система просуществовала не более ста лет. Так предательски краток век новейшей культуры! Однако, она успела произвести жестокие опустошения и во внутренней духовной жизни. Среди беспощадной борьбы за существование, во всеобщей беспорядочной свалке разрушаются старые связи и группировки: семья, товарищество, религиозная община. [...] Погибло ремесло и искусство, как личные художественные таланты и умения; исчезли старые способы развлекать себя.

Коммунисты с большим уважением относятся к капитализму, и это понятно, потому что коммунизм его родной сын, не замечающий поразительного своего сходства с отцом.

Сейчас перед нами только жалкие остатки старинной жизни, давно подточенные той же самой индустриальной системой, судорожные усилия бывших людей спастись от неудержимо надвигающегося оскудения. Всмотревшись внимательно в эти обломки, мы можем мысленно воссоздать эту старину, красивую, прочную, умевшую себя оправдать и сохранить, соединенную с привязанностью к домашнему очагу, к семье и к своему племени, к родной земле, с уважением к человеческой личности.

И теперь посмотрим, как человек таких взглядов воспринимает ситуацию пореволюционной России, к тому же непосредственно перед этим случилась Великая Война, которую позже назовут Первой Мировой. Катастрофически воспринимает, что уж там. И вот какие выводы, в частности, он из этого делает:

Немыслимо вновь произвести мобилизацию в роде 1914 и 1915 годов. Вероятно, всеобщую воинскую повинность придется отменить и перейти к чему-то в духе старых постоянных армий, вербовки и т.д. Служить в качестве повинности не захотят не только рабочие, но и все другие классы. Державы XIX века, одна за другой, начнут распадаться. Разлаженные колеса и рычаги колоссальной машины, вышибленные из своих соединений, будут ломаться и крушить друг друга.
Новообразования последнего времени - все эти Эстонии, Латвии, Польши, Чехо-Словакии, Грузии, Азербайджаны - откидывают нас сразу на 3-4 века назад. Разорение делает города чем-то ненужным, прямо бессмысленным. Разрушение комфорта быстро превращается в одичание. Пока тяготела всеобщая воинская повинность, от нее все бежали, никто не учился владеть оружием для себя; теперь можно ожидать тяги ко всеобщему вооружению, когда всякий будет лично защищать свои права и вырабатывать личные умения.
Нам скажут, ведь это - феодализм, средневековье! Да, и еще можно прибавить: появятся и другие черты варварского века, секты, цехи, дружины, общины, цепкие мелкие корпорации. Усилится зоологическая сторона жизни: люди обратятся к земле, к натуральному хозяйству, уйдут в семью, родовой быт, физический труд; появится исчезнувшая личная храбрость и удальство.

Это, пожалуй, самый забористый фрагмент книги. Всерьез предсказывать средневековье и более древнюю древность - сейчас это характерно для каких-ньть толкиенутых реконструкторов, но профессор совершенно искренен - в наступившем хаосе он видит шанс вернуться к своему идеалу, который лежит в древности. позже мы увидим, насколько глубоко в древности.

Отдельно хочется прокомментировать его упоминание средневековья и расцвет цехов и корпораций. В статье "Цех умственного труда и частная школа" (я на днях постил цитаты из нее), он призывает университетских профессоров объединиться в профессиональную корпорацию для защиты своих интересов - упрек дореволюционной университетской политической жизни в том, что на университетских политических собраниях обсуждались всеобщее избирательное право, равное наделение всех землей или равный для всех трудовой день. За этими глобальными вопросами было не до защиты своих интересов - того, как должен быть организован университет, кто должен определять содержание и порядок преподавания и экзаменов, порядок присуждения ученых степеней и прочие вопросы организации ученого сообщества. В этом контексте призыв посмотреть в сторону средневековых профессиональных корпораций с их самоуправлением (и недопущением в эти дела государства) звучит разумно и вполне современно.

Но вернемся к идеалу устройства человеческого общества по профессору Випперу. Его статья "Вечность войны" посвящена анализу сущности войны, ее взаимосвязи с техникой и капитализмом - это что касается современной профессору войны; но мы видели, что как нечто весьма положительное он рассматривает владение оружием и личное мужество. И действительно, война соприродна человеку:

В моих глазах это - факты необычайно важные, свидетельствующие о неизбежности и о естественности войны; о ее соответствии органическим наклонностям человека. Война нужна для того, чтобы дать выход героическому началу в человеке чтобы найти применение его энергии, духу изобретательности, направить фантазию из области сновидений и иллюзий на проявления воли, на поступки и предприятия. Война нужна для того, чтобы не спали даром физические и духовные силы, мускулы и нервы, чтобы природа человека могла свободно и всесторонне раскрыться. Война нужна и для сплочения человеческих масс: она дает формы, единственно наглядные и понятные, больших человеческих соединений для достижения крупных целей. В виду этого войну приходится признать лучшим социальным педагогом... Наконец, война - наилучшая арена для проявления самых ценных, самых тонких и блестящих человеческих талантов.

Есть, право слово, что-то нездоровое в том, что университетский профессор поет гимн войне. Очень хотелось бы знать, а у него самого есть практический опыт войны?

Следующая статья - "Национальность и культура" - посвящена рассмотрению понятия "нация". С точки зрения настоящего времени все эти рассуждения представляют разве что архивную ценность - профессор рассматривает организменную гипотезу нации, т.е. можно ли нацию рассмотреть как аналогию организму? Разумеется, эта параллель хромает настолько, что различия перевешивают сходства:

Прежде всего поставим такой вопрос: можно ли сравнивать гибель, исчезновение национальности с естественной смертью организма и связывать подобного рода кризис с понятием старости или особой болезни, ускоряющей органическое распадение?

Например, как мы назовем нации японскую, великорусскую, французскую, английскую, китайскую? Пожалуй, первые две мы будем склонны называть молодыми, третью и четвертую - среднего возраста, последнюю - старой. Однако, с точки зрения антропологической, расовой, подобное различение не выдерживает критики. [...] В расовом смысле все, кроме англичан, оказались бы нациями старыми.

Спрашивается, дает ли в этом смысле более прочное обоснование признак происхождения культуры? Можно ли определить жизненность нации по продолжительности усвоенной ею культуры? Можно ли сказать, что, если нова или недавно привита культура, жизнь нации будет долгая, если культура стара, предстоит скорый конец нации?

И уж никак нельзя сказать, что старинность культуры была условием слабости и гнилости Москвы. Мне кажется напротив, если московское государство выдержало смуту начала XVII века и смогло опять восстановиться, то это объясняется именно крепким строением национального целого, тем, что национальность срослась с своей культурой, что эта культура давала смысл и направление национальным силам.

Итак, я хочу сказать, что в определении условий жизненности наций сравнение с организмами мало помогает; понятия возраста, молодости, старости плохо приложимы к эпохам существования наций; для сроков их жизни не находишь определенной формулы или закона. Старинность культуры - вовсе не условие слабости, обветшания национальной жизни. Однако, между силой национальной энергии и напряженностью культуры существуют какие-то отношения, какая-то зависмость. Как их определить?

Дальше от критики профессор переходит к положительной программе - пытается выявить источник жизненной силы нации на примерах из греческой и римской античности.

Та и другая нация имеют свой героический период, который для греков сосредоточивается около борьбы с империей персов, для римлян около войн пунических. Под влиянием внешней грозной опасности нация развертывает необычайное богатство сил, неслыханную боеспособность. В разных областях государственного строительства, военной техники, литературных созданий нация обнаруживает величайшую самоуверенность, быстро и нервно изобретает; если заимствует, то не чувствует себя обязанной учителю, а применяет заимствованное точно свое, гордится своей национальностью превыше меры, весь остальной мир трактует как варварство.

Заметим, что у обоих народов период расцвета национальности очень недолог.
Потом для обоих наций наступает эпоха империалистического расширения. Империализм составляет видимое продолжение национализма, это своего рода полет на крыльях национальной энергии, но его результат - ослабление этой энергии, растворение национальности, исчезновение ее нервной, ее духовной мощи. И вот этот факт особенно заметен в судьбе греков и римлян.

Все иностранное, иноверное начинает казаться милее, интереснее родного, отечественного; своего, патриархального, традиционного стыдятся, свое презирают.

Затем важную роль играет переход завоевателей на мирную ногу. Воители, странствующие торговцы превращаются в землевладельцев и бюрократов. Само общество глубоко видоизменяется одновременно с ростом империи. Это изменение мы называем обыкновенно демократизацией, уравнением сословий; оно выражается в исчезновении старых корпораций, резких группировок, привилегий и преимуществ рождения. И в Греции, и в Риме самый выдающийся факт из этой области - падение наследственной аристократии, соответствующей нашему дворянству (в Греции всадничества, в Риме нобилитета), и только тут в момент гибели этой старинной корпорации становится видно, какую существенную роль она играла в образовании и защите национального государства.

Я привел эти цитаты больше для истории национальной мысли, вернее - осмысления понятия нации и национализма. Как я и говорил, они имеют лишь архивную ценность.

Последняя статья, которую хочется рассмотреть - "Образовательное значение изучения античности". Название обманчиво дважды: во-первых, тут почти ничего нет именно про образовательный аспект; и во-вторых, слово "античность" тут означает не греков/римлян, а гораздо более давнюю древность - первобытную. И вот тут мы с удивлением обнаруживаем, где же хронологически располагается профессорский идеал общества:

Эта эпоха [каменный век] оказалась творческой по преимуществу. к ней относятся изобретения хлебопашества, садоводства, виноделия и приручения животных, следовательно, все способы питания, которыми и поныне живет человечество; к ней относятся крупные оросительные и канализационные системы, выделка посуды и тканей, т.е. основы нашего инженерного, строительного, ремесленного производства. Туда же относится создание великих религиозных систем, устройство суда и расправы, организация семьи и рода, организация больших человеческих обществ. Наконец, тогда же были сделаны тщательные наблюдения неба и его светил, возникла астрономия, был изобретен календарь и установлен счет времени.

Когда мы сравниваем по существу неолитическую культуру с нашей, мы чувствуем, что превосходим ее техникой, но далеко ей уступаем в знании природы, в усвоении ее тайн. Ведь человечество существует и множится все-таки благодаря земледелию и скотоводству, а не благодаря электрическим и паровым машинам; изобретения каменного века несравнимы по силе и жизненной важности с остроумнейшими созданиями химико-физического гения нового времени.

Мы не создали других основ цивилизации сравнительно с каменным веком.

Неолитическая культура - размеренная, дисциплинирующая, обуздывающая личность. Это уже наше общество, организованное в государство. Палеолитики - бродячий, охотничий, беспокойно анархический мир. [...] От палеолитиков осталась беспокойная воинственность, вера в личные силы, вера в свободную волю человека, продолжающая держаться, несмотря на научный и социальный опыт; остались порывы фантазии. Искусство, чистое искусство, не прикладное, это великолепная божественная игра человеческого гения, мифотворчество, способность и охота создавать красивые сказки, отрывать человеческую душу от будней несчастий земного существования и уносить в волшебный мир, способность, на которой основано все литературное творчество культурных времен, все эти качества, свойства и умения идут оттуда: от палеолитиков.

Вот так глубоко - в палеолите - расположен идеал господина профессора. Несколько неожиданно, верно?

В книге осталась еще пара статей, но уже хватит. Скажу только, что статья про гражданские войны в Риме вызывает желание снять с полки Плутарха. Вот Саллюстия дочитаю и сниму. Обязательно.
Tags: История, Книги 5, Национализм
Subscribe

  • "Насмотревшись детективов"

    На ютубе обнаружилась моя любимая киноманская комедия " Насмотревшись детективов / Watching the Detectives" (2007, Пол Сотер). Фильм, в котором я…

  • Два позднесоветских артхаусных фильма

    Эти два фильма многое соединяет: - оба вышли в 1988 году - они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус - "ушиблены Тарковским", сняты…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • "Насмотревшись детективов"

    На ютубе обнаружилась моя любимая киноманская комедия " Насмотревшись детективов / Watching the Detectives" (2007, Пол Сотер). Фильм, в котором я…

  • Два позднесоветских артхаусных фильма

    Эти два фильма многое соединяет: - оба вышли в 1988 году - они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус - "ушиблены Тарковским", сняты…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…