?

Log in

No account? Create an account
Джаз май Пенза 2018 - Тимур Василенко [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Джаз май Пенза 2018 [Jun. 2nd, 2018|10:30 pm]
Тимур Василенко
[Tags|]

Две недели назад в Пензе состоялся уже восьмой по счету фестиваль Jazz May Penza. Пишу так поздно, потому что надеялся, что на ютубе появятся записи с этого фестиваля. Не появились, так что рассказ будет иллюстрирован другими записями тех же музыкантов (уж что найдется).

Как всегда, фестиваль был три дня, с пятницы по воскресенье. В пятницу на концерт я не пошел, хотя второе отделение выступал оркестр Алексея Айги - сильно болела голова, решил айгой мигрень не усугублять. Послушаю записи, так что про музыку Айги не будем.

Зато и в субботу, и в воскресенье на концерты ходил, и оно того стоило. Но, прежде чем писать о хедлайнерах и концертах в большом зале филармонии, скажу пару слов о музыке на открытой площадке, а точнее - о "джаз-детях". Уж так случилось, что на открытой площадке бывал в полдень, когда музыкальные школы выступали. С большим удовольствием послушал "Ананас-бэнд" из 17 музыкальной школы имени Виктора Чеха (был в Пензе такой джазовый пианист, крутой джазмен, надо отметить). Послушал я их и понял: а ведь это чуть ли не единственная возможная форма существования джазовых бигбэндов - молодежный оркестр. Содержать профессиональный бигбэнд дорого - много их; а собрать из учеников музыкальной школы - вполне. К тому же когда звучит весь оркестр, то уже хорошо - звук богатый, народу много, играют слажено. А вот когда начинают импровизировать, то видно, что дети, не умеют пока.

Итак, концерт в субботу. Первое отделение - Виктория Каунова и секстет Ильи Морозова. В какой-то мере это тоже "джаз-дети" - недавние выпускники консерватории или где они там учились. Играть умеют, стараются показать виртуозность, но на сцене еще очень скованы - если не дудят, то не знают, куда руки девать и куда смотреть. Звучат они примерно так:



Правда, звучали хуже - но то не их вина, у нас на два концертных зала - Киноконцертный зал и Филармонию - есть всего один нормальный звукооператор, а в субботу как раз в киноконцертном зале был коммерческий концерт какого-то татарского певца, его туда направили; в воскресенье та же фигня - он в киноконцертном зале у какого-то рэпера звукооперировал, так что джаз у нас в городе по остаточному принципу, уж кого дали, тот и за пультом. Получилось так себе.

Отдельно хочется сказать про их ударника. Ну ты же не среди ночи в соседскую дверь с криком "Пожар!" стучишь, ты все-таки музыку играешь! Играй тише, деликатней.

В общем, из ребят вполне может толк, но работать-работать-работать!

А во втором отделении был JD Walter в сопровождении Трио Андрея Кондакова. Вот это оказалось для мня открытием. И JD Walter - великолепный вокалист, удивительно тонко чувствующий оттенки, и потрясающий пианист Андрей Кондаков со своими музыкантами; их и без вокалиста интересно слушать, а тут такой певец!
На ютубе в достойном качестве нашелся пример того, как примерно это звучало (имхо, Кондаков как пианист поинтересней этого негра):



Когда я услышал Волтера и Кондакова, это было потрясение - я услышал музыкантов, у которых тишина звучит, она не менее значима, чем звук. И вокал Волтера - это была музыка, которую я не мог предсказать даже на мгновение вперед, и главное - не хотел предсказывать, я жил этим самым настоящим моментом, не прошлым и не будущим, а здесь и сейчас. Редкое переживание!
Музыканты, которые абсолютно свободны в музыке - они свободны в смысле мастерства, т.е. могут сыграть то, что хотят и так, как хотят; и они свободны в смысле импровизации - чувствуется, что у них нет внутренних блоков, рамок, ограничений. Это - больше, чем мастерство.
Когда JD стал петь с использованием луперов (или сэмплеров), когда записывается пропетая фраза и потом он поет с собой хором или использует как бэк-вокал - это было технически очень круто, но это ощущение "музыки текущего момента" исчезло - все-таки луперы штука по определению предсказуемая. Не факт, кстати, что это ощущение без них долго продлилось бы - это был момент моего внутреннего синхронизма я музыкой, не все в нем было на сцене, как минимум половина - в моей душе. Так что вполне возможно, что такая интерференция случилась только у меня из присутствовавших в зале.
Однозначно, это было лучшее выступление этого фестиваля.

Концерт в воскресенье начался с трио Дмитрия Илугдина, и это было круто. Настоящий такой скандинавский джаз, тот, что без свинга. Вот одна из композиций, звучавших на концерте - свежачок, только что записана (на концерте они сказали, что скоро должна выйти), на данный момент - всего 272 просмотра:



На концерте это звучало несколько иначе - и вот тут не совсем понятно, косяк звукооператора или музыканты специально такого эффекта добивались. А именно: рояль звучал несколько размыто, как бы фоном, зато вот звук ударника - очень деликатный звук ударника, все его шорохи и тихие удары по ребру барабана - вот это было вызвучено отлично. Звучало немного странно, но очень красиво, так что и не поймешь, мож именно такого эффекта и добивались. Отличные музыканты, отличная музыка.
С ними пару песен спела вокалистка (не могу найти ее имени), но, прямо скажем, она была лишней. Нет, никаких претензий к ней нет, даже было бы интересно ее концерт послушать - но концерт, не две песни. Они несколько ломали настроение от чисто инструментальной музыки Илугдина.

А во втором отделении концерта выступал французский барабанщик Дамьен Шмитт и его группа Dam'nco. Играли они фанк, на басу был Антон Давидянц (в прошлом году он был на Джаз Мае в составе Электрик Шока). Впечатление они оставили неоднозначное.
Но прежде всего хочу рассказать, как они начали свое выступление. Вышли музыканты, подошли к инструментам и последним выходит такой щупленький паренек в кроссовках со светящимися подошвами, обводит взглядом зал и кричит "Привьет, Пенза!!". Направляется к ударной установке и тут из зала раздается крик: "Мурку!"
Надо сказать, что это очень точное попадание в образ - он выглядел как шпаненок, который в колонии для несовершеннолетних отсидел, на взрослую зону еще попасть не успел и пока на воле гуляет. Собственно, вот как они выглядят и вот примерно какая музыка звучала на том концерте:



В записи они звучат лучше, чем это было на концерте - звукооператор совсем налажал, баса было почти не слышно, ударник забивал всё. Когда звучала первая их композиция, я уж совсем сник и даже думал, не уйти ли нафиг, чтобы не портить впечатление от трио Илугдина. Но я сидел в середине ряда на бельэтаже, не хотелось мешать другим слушателям. Впрочем, вторая композиция, где зазвучали мароканские ритмы и мотивы, оказалась интересней, решил не уходить.
В общем, это была дискотека - по ходу дела Дамьен поднял весь зал, все стоя танцевали на своих местах, а потом вообще куча народу вышла на сцену и там танцевала. Дамьен Шмитт и стучал на барабанах (отлично стучал, ничего не скажешь), и пел (лучше бы не), и даже танцевал - тут его светящиеся кроссовки и пригодились, когда лунной походкой прошелся.
От их выступления осталось впечатление какой-то несоразмерности - то ли им надо в тесном клубе выступать, чтобы тут же танцпол был, то ли на стадионе. Зал филармонии им - ни богу свечка, ни чёрту кочерга.

На этом закончился фестиваль Джаз Май Пенза этого года, ждем год до следующего.

PS.
Замечание, которое будет интересно только организаторам фестиваля. Я понимаю, что писать о событии через две недели - это глубокая древность с точки зрения журналистики. Но я не журналист, мне можно. И в процессе написания поста мне понадобилось уточнить некоторую информацию - к примеру, хотелось указать имя вокалистки, что спела пару песен с трио Илугдина (заодно и послушать ее). Так вот, этого имени я не нашел. На сайте Джаз Мая все ссылки - битые. Привет дурацкому сайту Пензаконцерта, но это не оправдание - где можно посмотреть состав участников фестивали, желательно с именами музыкантов? В Википедии последняя информация о фестивале 2016 года.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: m_u_s_t_a_f_a
2018-06-02 07:39 pm (UTC)
Кондаков - наш, петрозаводский; его здесь все знают. Когда-то он часто выступал в Петрозаводске, проводил джазовые фестивали и зарубежных музыкантов привозил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-06-02 07:45 pm (UTC)
Крутой, да. К сожалению, на ютубе не нашлось ни одного ролика его трио с приемлемым звуком - одна радость, что на рутрекере есть подборка его альбомов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_u_s_t_a_f_a
2018-06-02 07:54 pm (UTC)
У меня есть фрэндица nilambara. Она дружила с Кондаковым когда-то в молодости и иногда постит его старые фото, где он совсем молодой, ещё не седой.
(Reply) (Parent) (Thread)