Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Фестиваль кукольных театров "Улитка"

В минувшие выходные в городе Пе прошел пятый фестиваль кукольных театров "Улитка". Фестиваль проходит раз в пять лет, у меня по тегу "Театр" можно найти заметки с прошлого фестиваля. В этот раз сходили на три спектакля, все в Кукольном театре (еще спектакли были в Доме Мейерольда и на малой сцене Драмтеатра). Все три спектакля питерских театров, во всех трех по одному актеру. Расскажу я о них не в хронологическом порядке, а по нарастанию впечатления.

"Ваня", театр Карлсон Хауз, Санкт-Петербург.



Спектакль получил "Золотую маску", и есть за что - актер выкладывается по-полной. Вот только пьеса подвела - вроде на основе русских сказок, но ни о чем. Это постоянное ощущение, что происходящее не то, чем кажется - вот-вот ждешь, что сейчас действие повернется неожиданной стороной, тон реплик как бы подсказывает, что совы не то, чем кажутся, что тут есть какой-то смысл (я же сказал, что актер выкладывается по-полной, умеет заинтриговать) - но каждый раз это оказывается пустышкой.

Единственный из этих трех взрослый спектакль, причем взрослый во весь рост - и с матерком (произносимым так. что даже не знаешь, прозвучало это или ты домыслил по намеку), и действие не детское.

Вроде и сделано хорошо, и художник постарался (в том числе художник по свету) - но по окончании спектакля возникает вопрос: и накой? Нет ответа.


"Золушка", театр марионеток Кукольный дом, Санкт-Петербург.



Это прям классический театр марионеток, все как полагается: сложные куклы делают сложные движения - и Золушка тебе глазами хлопает, шут (есть тут такой персонаж) рот разевает, на своей дрессированной лошадке катается, а лошадка при этом еще и танцует. Куклы выразительные, причем самые интересные не Принц с Золушкой (излишне глазасто-мультяшные, кмк), а Мачеха и Король (он на фото) - они такие гротескные, что есть где развернуться! Ну и представление такое развеселое с неожиданными кульбитами (чего стоит хотя бы русская невеста на балу!). Часть шуток явно адресована не детям, а их родителям, но они не портят сказки.

Этот спектакль тоже получил Золотую маску, и абсолютно заслуженно. Радостное представление!


"Серебряное копытце", театр Складной жираф, Санкт-Петербург.



Совершенно изумительная постановка сказки Бажова! Куклы здесь попроще, чем в предыдущем спектакле, но если смотреть на все в целом, то спектакль просто потрясающе стильный. Помните картонные детские книги, раскрываешь такую, а там страница становится объемной? Вот так и сделан этот спектакль - на сцене лежит огромная книга, кукольник открывает одну страницу, а это изба; открывает другую - деревня; а это - та избушка в лесу, по крыше которой потом Серебряное копытце скакать будет. И переходы между сценами круто сделаны: закрывает кукольник книгу, потом поднимает обложку и на белом форзаце мы смотрим театр теней. Теневые куклы цветные полупрозрачные, т.е. почти как мультик получается. Тенями можно по-разному показывать: к примеру, в рассказе о том, как Даренка осиротела, сначала мы видим веселую семью - маленькая Даренка, две ее старших сестры и их родители, все радостно пляшут. А потом родители умерли - и кукольник отодвигает их теневые куклы от экрана, тени становятся нечеткими и исчезают. Или как показать страхи Даренки, когда она одна в лесной избушке осталась? - Для этого достаточно в углу экрана оставить теневую куклу Даренки и просто поиграть тенями рук кукольника, которые к ней тянутся. Страшно!

Что очень хорошо, так это то, что весь текст сказки тот самый бажовский, со всеми этими старыми словами и оборотами. Совершенно волшебная атмосфера! Ну и в конце, когда "А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?" кукловод перелистывает книгу на последнюю страницу, а там эти самые драгоценные камни лежат. Но ладно бы просто лежат - актер зовет ребенка из первого ряда (зал маленький, там всего-то пять-шесть рядов, все дети на первых двух-трех) и дарит ему "драгоценный камень" (цветной стеклянный шарик). Потом другому ребенку, третьему - каждый ребенок уходит из театра с драгоценным камнем. Я даже пожалел, что не ребенок - такое полное погружение в волшебство сказки!

Самый цельный и стильный спектакль этого фестиваля, имхо. Странно, что он без Золотой маски - но, мож, еще получит. Он ее более чем достоин.
Tags: Театр
Subscribe

  • Jazz May Penza ' 2021

    В минувшие выходные прошел очередной, уже десятый, фестиваль Джаз-Май. Я был не всюду, да и невозможно посетить все - некоторые события происходили…

  • HUMAN's Musics

    HUMAN's Musics - A film by Yann Arthus-Bertrand / Composed by Armand Amar Годфри Реджио в начале 1980-х своей трилогией "-каци" открыл новый вид…

  • Trombone - AronChupa & Little Sis Nora

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments