Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Зорин о гуманитарном образовании


Предельно упрощая, место гуманитарных дисциплин в системе негуманитарного образования можно свести к трем функциям:
1) идеологическая – связанная с трансляцией системы ценностей и текстов, которые соответствующее общество или государство считает обязательными для усвоения и принятия;
2) «развивающая» – ориентированная на формирование личности, обладающей широким кругом знаний и интересов, выходящих за пределы узкоспециальной подготовки;
3) практическая – нацеленная на выработку навыков, полезных для профессиональной работы.

Разумеется, в практике конкретных образовательных институций все эти три функции тесно переплетены между собой. Идеологическая и практическая функции, скорее, противостоят друг другу, в то время как «развивающая» выступает в качестве своего рода среднего звена, связывающего две других. Тем не менее для понимания места, которое занимают гуманитарные дисциплины в программах естественно-научного и общественно-научного образования, их полезно различать.

В современной американской гуманитарии существенно преобладает профессура радикально-левого направления, весьма далекая от политического мейнстрима. Однако руководители школ бизнеса и юридических школ охотно принимают в свои программы студентов, прошедших подобного рода подготовку. Очевидно, что интеллектуальные навыки и личностные свойства, развитию которых способствует изучение гуманитарных предметов, представляются им более существенными, чем конкретные идеологические смыслы, которые можно вынести из поучений радикально настроенных профессоров.
Неудивительно, что такое положение вещей нередко вызывает резкую критику у представителей консервативной части истеблишмента. Тем не менее американская элита в целом, вероятно, придерживается той точки зрения, что некоторая радикальная закваска для людей, призванных формировать политический, экономический и деловой мейнстрим, в сущности, полезна.

В то же время гуманитарные дисциплины занимают сегодня немалое место и в рамках курсов и специализаций совсем иного профиля. Так, во всех университетах США и во многих западно-европейских студент, вне зависимости от его специализации, обязан пройти определенное количество курсов по литературе. Это требование не несет ни идеологической (произведения студент выбирает сам), ни даже развивающей функции. Обычно в рамках таких курсов подробно изучаются и разбираются несколько произведений, которые даже в совокупности не могут дать сколько-нибудь осмысленного представления о каком бы то ни было фрагменте литературного процесса.
Задача, которая ставится перед этими курсами, принципиально иная. В сегодняшней культуре молодому человеку очень мало приходится иметь дело с письменными текстами высокой степени сложности. Это обстоятельство затрудняет для него понимание и анализ даже вполне элементарного «чтива». Предполагается, что способность читать и обдумывать качественные художественные тексты (в сущности, совершенно безразлично, какие именно) и в особенности устно и письменно высказываться по их поводу поможет ему в практике обработки и составления куда более простых текстов, которую ему, несомненно, придется иметь.


А.Л. Зорин "Гуманитарные дисциплины в системе негуманитарного образования"
Tags: Цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments