?

Log in

No account? Create an account
Цикл фильмов Эрика Ромера "Сказки времен года" - Тимур Василенко — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Цикл фильмов Эрика Ромера "Сказки времен года" [Sep. 16th, 2018|11:56 pm]
Тимур Василенко
[Tags|]

Фильмов Ромера я до того не смотрел и потому приступал к просмотру абсолютно непредвзято, не ожидая ничего. Посмотрел один фильм, определил его для себя как "фильм про некрасивых женщин", и на время отложил в сторону. Но время это оказалось весьма непродолжительным - месяц или два. Захотелось посмотреть остальные фильмы цикла.

Замечу, что это соответствует режиссерскому замыслу. В одном интервью Эрик Ромер сказал:

Мои картины лучше всего смотреть циклами. Когда французское телевидение показывало цикл "Времена года" - по фильму в неделю - это было идеально. Чтобы действительно понять смысл задуманного, их надо увидеть все.

Вот я и посмотрел их все. Годовой цикл смены времен года задает естественную последовательность - если с какого-то фильма начал, то остальные выстраиваются в естественной календарной последовательности. Это не совсем режиссерский замысел - он их снимал в иной последовательности, никак не календарной, - но моя последовательность вполне логична и наделена своим смыслом; вернее - выявляет общий смысл то ли этого цикла, то ли вообще мира режиссера.
Я посмотрел фильмы в такой последовательности (они все есть на ютубе в нормальном качестве, так что заодно и ссылки на просмотр):
"Осенняя сказка / Conte d'automne", 1998 [youtube]
"Зимняя сказка / Conte d'hiver", 1991 [youtube]
"Весенняя сказка / Conte de printemps", 1989 [youtube]
"Летняя сказка / Conte d'été", 1996 [youtube]

Как я уже сказал, "Осенняя сказка" оставила у меня впечатление "фильма про некрасивых женщин". Тут надо сказать о сюжете: есть две подруги, женщины за сорок; одна замужем, другая вдова. У обеих взрослые дети - у замужней дочь (она выходит замуж, часть действия происходит у нее на свадьбе), у вдовы сын. Сын встречается со студенткой, которая близко подружилась с вдовой. И вот эти две ее подруги - ровесница-подруга и герлфренда сына - считают, что негоже этой вдове быть одной и надо найти ей мужчину. Додумались они до этого независимо и действуют тоже независимо - подруга-ровесница дает в газету объявление о знакомстве, а герлфренда сына решает познакомить вдову со своим бывшим любовником - преподавателем.

Если по описанию вы решили, что это комедия - нет ничего дальше от истины. Это фильм об отношениях - собственно, все фильмы этого цикла об отношениях мужчин(ы) и женщин(ы). Окончания в скобках означают единственное/множественное число, тут возможны четыре чистых комбинации: один мужчина одна женщина, один мужчина несколько женщин, одна женщина несколько мужчин и несколько мужчин несколько женщин. У Ромера в явном виде реализуются "один мужчина несколько женщин" (Летняя сказка) и "одна женщина несколько мужчин" (Зимняя сказка). Осеннюю и весеннюю сказки можно отнести к "несколько мужчин несколько женщин" (с натяжкой) или к предыдущим типам "женщина - мужчины" и "мужчина - женщины" соответственно. Схема "один мужчина одна женщина" в этом цикле не встречается.

На самом деле схема этих фильмов "один - несколько" и варианты окончания - успешно или безуспешно. Как раз четыре комбинации по числу фильмов цикла. Такое структурно-комбинаторное рассмотрение не моя прихоть, это метод режиссера - рассказывать ту же историю с немного иными превходящими: так, "Весенняя сказка" это история о том, как студентка консерватории решает познакомить своего отца со своей новой подругой, молодой преподавательницей философии. Знакомит с умыслом - ей не нравится текущая любовница ее отца.

"Зимняя сказка" с "Летней сказкой" тоже образуют пару. Сюжет "Зимней сказки": у главной героини случился безудержный курортный роман, они полюбили друг друга, но ему надо было уезжать в Америку; она дала ему свой адрес, но случайно перепутала город; они расстались и не встретились - это предыстория; и вот прошло четыре года, она живет, растит его дочь; у нее два любовника, оба знают друг о друге и знают о романе ее жизни, ее сердце отдано ему, отсутствующему; оба ее теперешних любовника - парикмахер и университетский преподаватель - надеются на ее если не взаимность, то хотя бы на жизнь с ней. Героиня мечется между ними троими - двумя реальными мужчинами и одним нереальным (мечтой, что они еще встретятся с тем летним любовником).
Сюжет "Летней сказки": молодой математик (вчерашний студент) приезжает летом на море - там они должны встретиться с девушкой, в которую он влюблен; с ним знакомится официантка летнего кафе - студентка; из их разговоров становится ясно, что той девушке, которую он ждет, он не очень-то нужен (парню можно посочувствовать, потому как он не хочет понять очевидного); парень увлекается официанткой, но в какой-то момент она буквально толкает его в объятия другой девушки, с которой он познакомился на вечеринке; у них начинается роман, но тут наконец приезжает та девушка, которую он ждал, и теперь он мечется между тремя девушками.
Как видите, схема та же самая, только вариация в персонажах.

В "Письме критику" Ромер так сказал о своем методе:

Я не открываю, я выдумываю или, скорее, даже не выдумываю, я сочетаю несколько немногочисленных первоэлементов, как химик. [...] Моя работа ограничивается обширной комбинаторной операцией, которую я вел, правда, без метода, но заботу о которой я мог бы вполне предоставить, как некоторые нынешние музыканты, компьютеру.

Вот эту комбинаторность мы и наблюдаем в данном цикле.

Последовательность, в которой я смотрел эти фильмы, случайно оказалась в сторону молодения персонажей - от женщин за сорок через парикмахершу лет тридцати и преподавательницу философии лет двадцати пяти к студенткам. Фраза "фильм про некрасивых женщин" к последим двум фильмам не подходит, особенно к последнему - юные девушки в летних платьишках не могут быть некрасивыми:

Официантка Марго (Аманда Лагнле)


Девушка с вечеринки Солен (Гвенэль Симон) и главный герой Гаспар (Мельвиль Пупо)


Основную любовь Гаспара Лену я не буду показывать - неприятная блондинка, хотя ее бюст достоин внимания.
Лето, море, солнце, девушки - это сложно снять чтобы не вызывало симпатий вполне эротических.

Хороша, но по-другому, и героиня "Весенней сказки" - пару лет назад окончившая университет преподавательница философии в колледже (Анн Тейседр):



Обратите внимание на портрет Витгенштейна на полке - мы у нее дома.

Посмотрим теперь на главную героиню "Зимней сказки" - парикмахершу Фелиси (Шарлотт Вери):



И вот из-за нее сходят с ума по крайней мере два ее любовника? И каждый надеется, что она останется с ним.

Ну и осталось показать сорокапятилетних героинь "Осенней сказки":

Вдова Магали (Беатрис Роман)


Ее подруга (Мари Ривьер) с мужчиной, откликнувшемся на объявление о знакомстве (Ален Либоль)


Я даже не скажу, что героини последних двух фильмов некрасивы - скорее они показаны так, чтобы не возникало вопроса об их красоте, как будто она совершенно несущественна. На самом деле и в остальных двух сказках то же самое - создатели фильма ни в коем случае не хотят вызвать в зрителе эротические переживания (кроме пары сцен в "Летней сказке", впрочем). И это - весьма важная часть мировоззрения режиссера, но об этом позже.

А пока отметим, что фильмы Ромера (по крайней мере этого цикла) показывают нам если не беспроблемный, то безопасный мир. В этом мире мы можем не опасаться, что кого-то собьет машина, или произойдет что еще плохое. Нет, этого не будет. И никто не умрет - даже на периферии сюжета. Вы заметили, насколько часто в кино используется такое сильнодействующее средство, как смерть? Попробуйте вспомнить десяток фильмов (не комедий!), в которых никто не умирает. Ручаюсь, вам придется напрячь свою память. А вот Ромер спокойно без смерти обходится - впрочем, как и без шуток тоже. Мир фильмов Ромера уютен и беспроблемен, вернее, все проблемы - в отношениях. Зато вот тут уж на передний план выходят самые тонкие оттенки этих отношений, которые персонажи проговаривают ртом - фильмы очень разговорные.

Теперь к самому интересному в мире фильмов Ромера - о принципиальном различии мужчин и женщин. Различие это настолько огромно, что не сразу заметно: в фильмах Ромера вся инициатива, вообще все действия принадлежат женщинам. В "Осенней сказке" два подруги главной героини решают ее познакомить с мужчинами, и эти мужчины, как барашки на веревочке, безропотно идут туда, куда их ведут, и делают то, что от них требуют. Даже если это им и не нравится (преподаватель с большим удовольствием вернулся бы к своей бывшей молодой любовнице, но она хочет его познакомить с возрастной вдовой - и он делает это). В "Зимней сказке" героиня мечется между любовниками, уходя от одного к другому и в конце концов бросая их обоих ради надежды на встречу с мечтой - оба могут только ныть "останься" и ждать и надеяться. В "Весенней сказке" дочь буквально заставляет папочку влюбиться в ее подругу (но тут я хоть его понимаю). Что до "Летней сказки", то там бедным парнем вертит та девица, что в данный момент рядом с ним. Если у героев остальных фильмов есть хоть какие-то свои желания, то герой летней сказки лишен и этого - но тут можно списать на гормоны, в молодости любая юбка рядом заслоняет все остальное.

В мире фильмов Ромера мужчины обладают желаниями, но напрочь лишены воли. Казалось бы, желание есть двигатель воли (я использую свою волю для того, чтобы добиться того, чего желаю), но в мире Ромера желания не подсоединены к мышцам, желания мужчин не претворяются в действия. А вот у женщин - наоборот, именно их желания и воплощаются в действия как их самих, так и мужчин. Женщины есть единственные носительницы воли.

Отсюда, кстати, следует, что в этом мире женская сексуальная привлекательность вторична - если у них вся воля, то возможность возбуждать желания в мужчинах уже излишня.

Мир, вполне соответствующий чаяниям феминисток, однако я не слышал, чтобы имя Ромера звучало в этом контексте. Наверное, это потому, что в его мире нет важной составляющей феменистического дискурса - превосходства женщин над мужчинами. В этом мире вообще нет превосходства - ну не обладают мужчины там волей, но это не победа, это вообще не предмет борьбы. Так мир устроен: вот у благородных красно-зеленых попугаев самки красные, а самцы зеленые - это чья-то из них заслуга? - Нет. Вот и в мире фильмов Ромера мужчины от природы не обладают волей - чему тут женщинам гордиться? А если нет превосходства женщины над мужчиной, то современному феминистическому движению такой дискурс не интересен.

Впрочем, в последнем фильме - в "Летней сказке" (хронологически это предпоследний фильм, но мы остаемся в рамках моей последовательности просмотра) - есть попытка самокритики такого отсутствия воли. Главный герой, Гаспар, понимает, что он полностью управляется внешними обстоятельствами - той девушкой, которая оказалась рядом в данный момент. И когда в конце фильма ему звонит друг и сообщает, что продается восьмиканальный магнитофон (Гаспар музыкант), но приехать надо завтра, то Гаспар с облегчением соглашается и тут же уезжает - подальше ото всех этих девушек. В прощальном разговоре с Марго, с официанткой, он говорит, что и в этом случае он действует по воле внешних обстоятельств - но этот выбор, соглашаться приехать или нет, все же совершил он сам. Такова микродоза воли, которая позволена в этом мире мужчинам.

PS.
Впрочем, я не уверен, что даже это идет вразрез с волей женщин. Вся коллизия в "Летней сказке" состоит в столкновении воль разных женщин в мужчине - ни одна из них не управляет им монопольно. Однако сюжет можно прочесть и иначе - как одна из девушек побеждает остальных. Напоминаю ключевые моменты:
- Марго сама знакомится с Гаспаром, он ей явно понравился. Но он весь в ожидании Лены - она явно им вертит как хочет.
- Марго не красавица, но очень симпатичная; бороться с мечтовой Леной, тем более с риском что она все же приедет, опасно.
- поэтому Марго буквально толкает Гаспара в объятия Солен - той тоже приглянулся Гаспар.
- у Солен гораздо более выигрышная внешность, самое оно для противостояния Лене.
- по ходу Марго не упускает возможности назвать Солен вульгарной, но потом отходит в сторону, они с Гаспаром "друзья".
- когда приезжает Лена, то Солен принимает бой - они заочно перетягивают Гаспара; причем если Солен нравится Гаспар, то Лене он интересен только на поводке, но не ближе.
- Марго наблюдает эту схватку со стороны - понятно, что произойдет взаимоуничтожение, Гаспар расстанется с обеими.
- и вот тут Марго как бы невзначай говорит Гаспару, что когда страсти улягутся, она с ним с удовольствием встретится. Ближе к зиме.
- Гаспар сбегает от обеих - от Лены и Солен. Марго выиграла.

Одно в этой интерпретации не хорошо - она поперек духа фильма, поперек всей ромеровой кинопоэтики. К тому же исполнительница роли Марго Аманда Лангле, сравнивая Марго с другой своей ромеровской ролью Полиной сказала: "Они одинаково дают задний ход перед другими персонажами". Так что нет, эта интерпретация - мои неправдоподобные измышления.

PPS.
Интересно отметить, что в этих фильмах персонажи константны, в них не происходит никакого развития характера. Чуть сменились обстоятельства, но этот тот же человек в новых обстоятельствах. Внешнее не влияет на внутреннее, а внутри нет конфликта, чтобы это внутреннее изменилось само.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2018-09-17 09:14 am (UTC)

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 17.09.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 17.09.2018» в контексте: [...] 2. : Цикл фильмов Эрика Ромера "Сказки времен года" [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2018-09-20 09:03 am (UTC)

Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 20.09.2018

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 20.09.2018» в контексте: [...]    7. : Цикл фильмов Эрика Ромера "Сказки времен года" [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iriska_spb
2018-09-21 06:15 pm (UTC)
очень, очень привлекательно все,
за наводку спасибо.
к феминизму у меня несколько другое отношение, но это совсем не умаляет интереса ;о)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2018-09-24 06:42 pm (UTC)
Я скачал себе еще пару фильмов Ромера после написания поста - его кинематограф обладает особой притягательностью.

Кстати, в фб мне задали интересный вопрос: в какой последовательности смотреть этот цикл, мож, в хронологической? Я подумал, и посоветовал смотреть в последовательности, обратной описанной в посте - тогда получится взросление персонажей, можно наблюдать их развитие.

Edited at 2018-09-24 06:48 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)