Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

"Жизнь других"

Немецкий фильм "Жизнь других" (Das Leben der Anderen, 2006, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк) собрал кучу наград и номинаций, и есть за что. Захватывает он с первой сцены, особенно если помнишь, как там было в совдепии. Но этот фильм не про СССР, а про ГДР года.

Итак, ГДР, год 1984. Капитан "Штази" (это их германское КГБ) ведет допрос. Вернее, сцена построена интересней - он читает лекцию студентам-ГБшникам, рассказывая об этом и включая магнитофонную запись ответов допрашиваемого.



Это многочасовой допрос на выматывание подозреваемого. Что в этой сцене поражает - это стремление ГБшника убедиться, что допрашиваемый действительно виновен (помог кому-то сбежать в ФРГ - обычное "преступление" того времени). Он показывает студентам, какие черты в поведении допрашиваемого указывают на его виновность и как обычно ведут себя невиновные.
Немцы в этом смысле отличаются от советских чекистов - тем во многом було наплевать на вопросы виновности, попал в оборот - получишь по-полной. Немца же интересует, нарушил закон или нет - не важно, что закон может быть людоедским, важна сама законная форма. Но уж если есть обоснованное подозрение, что подозреваемый закон нарушил, то можно и надавить - без пыток, но с угрозами близким. А студента, который задал вопрос "Гуманно ли это?", тут же взять на карандаш.

Как вы поняли, этот самый сотрудник Штази и является главным героем фильма. Сыграл его, и совершенно гениально сыграл, Ульрих Мюэ.



Завязка сюжета такая: одному из ГДРовских министров понравилась актриса (Мартина Гедек), а та живет с драматургом (Себастьян Кох). И этот министр поручает руководителю Штази накопать какой-ньть компромат на драматурга и упечь его в тюрьму. Этот главный штазист вызывает нашего капитана как самого крутого спеца и поручает организовать прослушку и слежку за драматургом и этой актрисой. Так главный герой тенью входит в жизнь других, этой самой театральной пары.

Засада в том, что драматург (и гениальный драматург!) ни разу не диссидент, он вполне лоялен власти. У него даже некоторый конфликт с друзьями - те в той или иной мере против власти и обвиняют его в неискренности.

На первый взгляд ГБист и драматург - полные противоположности: один купается в лучах славы и имеет хороших друзей, другой существует в тени и абсолютно одинок (пожалуй, он немного аутист); у одного дома творческий беспорядок, другой живет в буквально стерильной квартире; один живет с красивой актрисой, другой трахает стремную проститутку. И все же их объединяет нечто, что делает их в моих глазах единым главным героем, но в двух лицах. Оба они выбрали одинаковую стратегию быть лояльными вполне мерзкой власти, и им обоим приходится кое на что закрывать глаза. И жизнь им обоим ставит вопрос: достойно ли закрывать глаза и быть лояльным? Вопрос этот нравственный, т.е. жизнь не выкручивает им руки, но при неверном ответе они перестанут считать себя достойными людьми. В случае драматурга это самоубийство его друга-режиссера после нескольких лет запрета на профессию; в случае ГБиста это само это задание, где ему надо найти компромат на законопослушного человека (вспомним первую сцену - он действительно преследует только нарушающих закон). Оба они делают правильный выбор (еще одно подтверждение двуединости героя) - драматург пишет статью о самоубийствах в ГДР для западногерманского "Шпигеля", а ГБист... Вот ему куда сложнее - он прикрывает драматурга в условиях слежки и прослушки.

О прослушке. В фильме использована реальная аппаратура Штази, что придает достоверности происходящему. Так же интересны рассуждения о методах допроса и способах сломать человека (опять же заметим, что без физических пыток - тем жутче это воспринимается). Небольшой штрих - во время допроса подозреваемый должен сидеть, положив руки под жопу. Зачем это надо - ответ (в конце первой сцены) показывает нам, что немцы очень дотошный народ. Кстати, по ходу фильма это обыгрывается - когда в кабинете начальника тот просит главного героя сесть, тот бросает взгляд на стул и понимает, что он пока не подозреваемый. В фильме много таких деталей для внимательного глаза.

Вторую половину фильма, как будут развиваться события, я предугадать не смог. Понятно, что ничем хорошим это не могло закончиться, но что именно так - этот поворот оказался неожиданным. Ну и "послесловие" тоже.

Для желающих посмотреть - вот фильм в хорошем качестве на ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=vxWdpMC9_8I
Tags: Кино
Subscribe

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Уильям Голдман "Принцесса невеста"

    Книга шестьсот двадцать третья Уильям Голдман "Принцесса невеста" (William Goldman "The princess bride", 1973, 1998, 2003) СПб: Азбука, 2017 г.,…

  • Манон 70

    Недавно посмотрел фильм " Манон 70 / Manon 70", вольная экранизация романа XVIII века "Манон Леско" аббата Прево. Фильм снял Жан Орель в 1968 году,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Уильям Голдман "Принцесса невеста"

    Книга шестьсот двадцать третья Уильям Голдман "Принцесса невеста" (William Goldman "The princess bride", 1973, 1998, 2003) СПб: Азбука, 2017 г.,…

  • Манон 70

    Недавно посмотрел фильм " Манон 70 / Manon 70", вольная экранизация романа XVIII века "Манон Леско" аббата Прево. Фильм снял Жан Орель в 1968 году,…