Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Жан Ванье "Дополните мою радость"

Книга пятьсот одиннадцатая

Жан Ванье "Дополните мою радость"
Выступление во время уик-энда общины «Ковчег» в феврале 1990 года. 41 стр.
https://www.twirpx.com/file/1598279/

Неожиданно понял, почему католики пишут о религии намного лучше, чем православные. С моей точки зрения, разумеется. Различие в том, что православный говорит как человек знающий, а католик - как человек узнавший. Откуда православный это знает - из книг, из традиции или еще откуда - неизвестно. В лучшем случае можно надеяться, что говоримое им им продумано.
Католик же говорит как человек узнавший, причем узнавший на собственном опыте - религиозном, мистическом. В нем что-то переменилось и он говорит уже с позиций этого меняющего опыта - и это то, до чего не дойдешь одними размышлениями. Хотя не без них, разумеется, - этот опыт обмыслен.

Пожалуй, разница в следующем: православный обращается к человеку верующему, а католик - к человеку мыслящему и внимательному к жизни. Православная проповедь ведется с позиций авторитета, а католическая - всегда в какой-то мере миссионерство, а миссионер по самой своей позиции еще не является авторитетом.

Конечно, читаю я не абы каких католиков - Бернаноса, Жильсона, Ванье; но ведь и православных тоже не первых попавшихся - Шмемана, Меня, Антония Сурожского (даже о нем сказанное верно, хотя не совсем).

(Кстати, если глянуть американские религиозные книги, то там модель совсем иная - это типичная история успеха или история достижения; пусть даже успех весьма особый - "я обрел Бога" - но это именно успех. Впрочем, тут качество читанных мною авторов несравнимо с упомянутыми выше католическими и православными, так что Америка может таить неизвестные мне сюрпризы в этой области)

Перейдем к этому сочинению Жана Ванье. О нем и о другой его книге я писал, просто гляньте. Это сочинение он посвятил одной теме - жизни в общине.

Открытие несовершенства общины может разбередить глубокую рану, но оно также заставляет нас перейти от идеализма и иллюзий к истине. Мы отвечаем за общину не потому что мы совершенны, но потому что нас выбрали. Община состоит из людей и в каждом - своя тьма и свет, бедность и богатство, раны и таланты. Но все они услышали призыв Иисуса: «Следуй за Мной, строй общину, отдай себя бедным».

Всякий выбор означает лишение, но ведет к новому освобождению. Совершая выбор, мы строим внутреннее содержание своего существа. «Личность» строится из повседневного выбора, точно собор из камней. Выбрать - не просто избрать, скажем, «Ковчег», но отказаться от других общин, - потому что любой выбор требует отказа и жертвы. Мы теряем что-то. Выбрать общину, значит согласиться на нее в полноте - такую, какая она есть, а не только какой я хотел бы ее видеть. И еще это значит вместе трудиться для ее преображения - медленного и жизненно необходимого.

Когда Иисус говорит: «Следуй за Мной», Он призывает нас идти по пути нисхождения. И, может быть, именно здесь мы вступаем в наибольшее противоречие с духом мира сего. Самая главная борьба происходит вокруг жажды возвышения, стремления занять высокое положения. Это может проникнуть в Церковь и в общину, потому что это сидит в каждом из нас. Ведь и добро можно делать лишь для того, чтобы достигнуть человеческой славы. Вот где совершается главная битва между благодатью и человеческой психологией.

Мы знаем, какая жестокая борьба совершается внутри нас, ибо путь нисхождения вынуждает к встрече с бедным, а бедный мешает. От нас требуется не сделать что-нибудь для него, но вступить с ним в отношения, и мы не знаем, куда эти отношения заведут. Бедный может попросить то, чего мы не хотим давать. Жить в союзе с бедным, значит общаться с ним и стать уязвимым. Это значит потерять свою свободу, чтобы стяжать новую свободу - свободу любви. Бедный опасен. Он призывает к изменению, к преображению, к полному обращению.

Путь нисхождения - это путь воскресения. Но он очень опасен, потому что заставляет нас много лишиться. И еще потому что он вынуждает спуститься в нашу собственную глубину и, - что еще тяжелее, - открыть свои собственные раны и слабости. Этот путь заставляет нас, живя с бедным, все больше и больше открывать нашу собственную бедность, мир смятения, который мы носим в себе, нашу жесткость и даже способность причинить зло.
Tags: Книги 6
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments