?

Log in

No account? Create an account
"Год, когда у меня ломался голос", австралийский фильм - Тимур Василенко — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Тимур Василенко

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Год, когда у меня ломался голос", австралийский фильм [Mar. 19th, 2019|11:25 pm]
Тимур Василенко
[Tags|]

В австралийской кинорулетке мне выпал фильм Джона Дайгана "Год, когда у меня ломался голос" (The Year My Voice Broke, 1987).

y01db2840b682a82b64.jpg

Как следует из названия, это фильм о половом созревании. Вернее, о взрослении. О любви и о дружбе. Если, конечно, взрыв гормонов называть любовью (хотя, почему бы и нет?). Но дружба и взросление - без всяких скидок.

Знакомимся: главный герой - Дэнни (молодой совсем Ноа Тейлор).

y02cb14943d5c49ae6b.jpg

Ему лет четырнадцать и он влюблен в свою подругу детства, Фрею (Лоэн Кармен).

y03d30ad8ebde5e2c07.jpg

Она постарше, ей шестнадцать. Этот кадр расскажет нам о ней все:

y04284d025fa26e7ba4.jpg

Облезлый маникюр, но маникюр же! Она дружит с Дэнни, они действительно друзья (больше, чем приятели); она, разумеется, видит, что Дэнни в нее влюблен, но в этом плане всерьез не воспринимает - да и странно было бы, она постарше, гормоны и ей крышу сносят. Разумеется, она влюбляется - но не в Дэнни, а в Тревора (Бен Мендельсон) - школьного хулигана:

y13c02b8a3483abbd95.jpg

Парень не злой, но гиперактивный и без тормозов. Почти весь фильм он с этой дурацкой ухмылкой. Впрочем, когда Дэнни сообщит бежавшему из тюрьмы Тревору, что Фрея беременна, улыбка исчезнет. Это будет момент повзросления для него, Тревора.

y16b36615b887c1a385.jpg

Надо сказать, что все герои этого фильма - и Дэнни, и Фрея, и Тревор - как бы легкомысленны и недальновидны они ни были, какие бы глупости не делали, но когда судьба ставит их перед выбором, все они совершают этот выбор со взрослой ответственностью. Выбор не всегда лучший - и мозгов, и опыта у них маловато, но они не празднуют труса и не пытаются от этого спрятаться. Нравственно это очень чистые люди.

Если вы подумали, что фильм про любовный треугольник - вы почти правы. На самом деле фигура несколько сложнее.
Во-первых, есть еще младшая сестра Фреи - Гейл (Аня Колеби).

y05f960321306e3196f.jpg

Она влюблена в Дэнни, но ни он, ни Фрея этого не замечают. Финальная сцена на вокзале - Фрея уехала, Дэнни смотрит вслед поезду и не замечает Гейл, которая ждет, что он обернется. Через несколько секунд она поймет, что он не обернется, и тихо уйдет.

y2100bd27ae9a3ced01.jpg

Это было во-первых. А во вторых - на самом деле в фильме нам рассказывают не одну, а две истории. Или два варианта одного сюжета с теми же персонажами. Корректнее было бы "с такими же", но я считаю, что именно с теми же.

Итак, история первая - история Дэнни, Фреи и Тревора. Дэнни безответно влюблен во Фрею, она держит его во френдзоне. Фрея и Тревор любовники, Тревор по дурости попадает в колонию для несовершеннолетних, сбегает оттуда. Фрея обнаруживает, что беременна. Тревор разбивается на машине, удирая от полиции. У Фреи случается выкидыш, Денни спасает ей жизнь находя ночью в заброшенном "доме с привидениями" и доставляя в больницу. Фрея уезжает из городка.

А теперь вторая история. Но перед этим надо сказать, что Фрея - приемная дочь, она знает только, что ее мать умерла. Своего приемного отца Нилса (Грэм Бланделл) она чморит тем, что постоянно говорит ему: "ты мне не отец!"

y17046f4d4da6bf0e4f.jpg

По ходу фильма выясняется, что Фрея - дочь той самой девушки, что жила в ныне заброшенном "доме с привидениями" (или "доме у железной дороги"), она родила Фрею будучи несовершеннолетней, в семнадцать. Родила в этом самом доме, одна, от этого и умерла (ее нашли, когда было уже слишком поздно). Кто отец - неизвестно, но весь городок считает, что она была шлюхой (особенно так считают женщины). (Как вы уже поняли, сейчас шлюхой считают Фрею.)

Это история "отцов и детей", но не в смысле их противопоставления, а наоборот, дети - это их родители. В этом смысле история удваивается. Фрея - и ее умершая несовершеннолетняя мать. Неизвестный отец Фреи - и Тревор. Только в той версии истории умерла мать, а не отец, и ребенок выжил. Но кто параллель Дэнни?

Тут надо отметить, что фильм населен персонажами двух возрастов. Либо это подростки 13-17 лет, либо их родители в возрасте 40 плюс/минус. В фильме нет персонажей промежуточного возраста, т.е. около тридцати (кроме совершенно незначащей учительницы и одного очень значимого персонажа, но о нем позже). Нет в фильме и мелких детей, что вполне логично, если нет их возможных родителей. Есть пара совсем старых старушек, через одну из которых дается намек на третью версию истории с теми же персонажами, уже времен Первой мировой, но это лишь намек, не более.

Чтобы понять, кто есть кто в той старой истории, присмотримся к отцу Дэнни - Брюсу (Малкольм Робертсон). Он явно испытывает чувство вины в присутствии Фреи, но вины в чем?

y19a68d4860a55a3d03.jpg

Сначала я думал, что он - отец Фреи, но потом отказался от этой мысли. Брюс в молодости был влюблен в мать Фреи, но был ли он ее любовником? Скорее всего - нет, не он. Он винит себя в том, что не сделал того, что сделал его сын - не пошел в дом у железной дороги и не спас любимую. Он же не знал - но и Дэнни не знал, но просто догадался, что в эту ночь надо найти Фрею. История разыграна теми же персонажами, но с вариациями.
В этом смысле находится параллель даже для Гейл, сестры Фреи - это мать Дэнни. В фильме есть сцена, где она ревнует мужа к давно умершей девушке - им всем можно только посочувствовать.

Остался последний вопрос: кто отец Фреи? Мы понимаем, что это - параллель Тревору, так что посмотрим на персонажей фильма и зададимся вопросом: если бы Тревор остался жив и дожил до сорока, на кого из персонажей фильма он стал бы похож? В кого может вырасти безмозглый, но добродушный хулиган? В фильме есть такой персонаж, и это (о, неожиданность!) - отец Фреи Нилс. Тот самый, которого она как раз отцом-то отказывается называть.

y06435ccd1a68fa38d9.jpg

Тогда все встает на свои места: родная мать Фреи, Сара Элизабет Амери, умерла, а ее дочь - свою дочь - он удочерил. Мы видели, что в настоящем времени персонажи принимают ответственность - он в свое время сделал то же самое.

Что хочется отметить в этом фильме, так это то, что все персонажи - нравственно здоровые. И взрослые персонажи помнят, каково это - быть подростком, когда ни ума ни опыта, а гормоны сносят крышу. Страшно подумать, что бы в подобном сюжете понаснимали американы, а тут даже полицейские ни разу не стреляют.

Ну и под занавес осталось рассказать еще об одном персонаже. Его зовут Джона (Брюс Спенс), он работает стрелочником, и он - поэт.

y08daefffa8d6fa13cc.jpg

Он единственный значимый персонаж "промежуточного" возраста (около тридцати) и он выполняет роль шамана, медиатора, связывающего поколения (не зря этот актер потом играл волшебников и чудаков). Как он говорит Дэнни: "Ты это переживешь. Конечно, не окончательно, память всегда остается, но это не будет тебя снедать, как это происходит сейчас". Собственно, об этом и фильм - как эта история переживается в реальном времени и как она переживается, отойдя в прошлое.


PS
В этом фильме снималась совсем молодая Николь Кидман, причем и Кинопоиск, и IMDB об этом умалчивают. Но если знать этот факт, то отдельный квест - отыскать ее. Но нашлась, даже есть эпизод с текстом - здесь она ругается с главной героиней:

z01e7defe074c6194ea.jpg

Когда отыскал, то выясняется, что она есть почти в каждой массовой сцене - эту рыжую дылду сложно не заметить.

z030f6beaeee30d0182.jpg

Или вот замечательной динамичности кадр на пляже:

z02b65401c754277d31.jpg

PPS
Просто кадры из фильма.

y078e9e4b3eecf2c9d5.jpg
y0975b4907fa52a8c7f.jpg
y101d428c848c4ed329.jpg
y11a22142152175393f.jpg
y127172ca51953d63ad.jpg
y146d2ade724037e367.jpg
y157b682d72ec158ac8.jpg
y1804b4e2d5838d2c86.jpg
y20f10d1539f3e3f5d9.jpg
y2289cc0c98813d02ce.jpg
linkReply

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2019-03-20 11:50 am (UTC)

Тематическая кинорулетка №25. Итоговый пост

Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Тематическая кинорулетка №25. Итоговый пост» в контексте: [...] (1978, Питер Уир) от Год, когда у меня ломался голос [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hellstalker
2019-03-20 03:22 pm (UTC)
хорошая закрутка со связью поколений. не люблю такого плана фильмы, но заинтересовали. и кадры хороши.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2019-03-20 05:50 pm (UTC)
Вот теперь и думаю: а правильно ли я все понял? Мож, отец не он? Еще пару зацепок не докрутил - там надо бы без перевода и с субтитрами, в овервойсе не вполне понятно, кто именно произносит какую фразу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hellstalker
2019-03-21 06:40 am (UTC)
Если такая мысль появилась, значит намеки на отцовство были))

да, перевод не всегда помогает понять нюансы. но никак не могу заставить смотреть в оригинале - а с субтитрами так вообще сложно, пока читаешь, пропускаешь мимику героев.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2019-03-20 03:56 pm (UTC)
Очень качественный и дельный разбор фильма. Всем бы, пишущим о кино, так писать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2019-03-20 05:42 pm (UTC)
Ну, тут с фильмом повезло - есть что анализировать. Попался бы эксплотейшн или ужастик какой, там обычно и писать-то не о чем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2019-03-20 05:45 pm (UTC)
Вы к себе критичны, что правильно для автора. Я же как читатель вне этого обязательства и потому прямо скажу - если есть чем анализировать, то всё остальное вторично.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: philip_marlow
2019-03-20 04:23 pm (UTC)
Кидман не узнать. Вообще не красавица.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2019-03-20 05:44 pm (UTC)
Вот и я поначалу к красоткам присматривался, пока не начал на стоп-кадрах просто всех рассматривать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hellstalker
2019-03-21 06:41 am (UTC)
я тоже Кидман не узнал бы вообще. сильно изменилась.
(Reply) (Parent) (Thread)