Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

"Галантные Индии" Рамо - опера-балет и ее постановки

Жан-Филипп Рамо, французский барочный композитор начала XVIII века, сочинил оперу-балет "Галантные Индии / Les Indes Galantes". Самую известную тему из нее я, разумеется, слышал, но тут решил посмотреть постановку целиком. Попалась мне постановка Bayerische Staatsoper, хореограф Sidi Larbi Cherkaoui, среди певцов Лизетт Оропеса - явно надо смотреть.

Я видел постановки этого хореографа, интересный современный танец. Но вот эта современность его и подвела - он решил осовременить оперу, перенеся действие в среду мигрантов и беженцев, бомжовая такая эстетика; музыка при этом осталась барочная, хореография современная, так что одно не соответствует другому и третьему - в конце концов я просто перестал смотреть на экран. А поют хорошо.



Впрочем, не в первый раз издеваются над этой оперой - вот постановка Christophe Rousset, где просто голышом танцуют (певиц, кстати, от балерин отличить легко - они все же в ночнушках). С точки зрения хореографии это просто никак, вся эта постановка.

А вот какую постановку стоит посмотреть, так это Opera national de Paris - вполне традиционно и живописно. Вот самый знаменитый номер из этой оперы (качество видео уж какое есть):



На ютубе эта постановка есть почти целиком: 1, 2.

Но это тоже современная хореография - современный классический балет. А как выглядит аутентичная хореография?

Нашлась и такая постановка. Не вся опера целиком - только танцевальная сюита. Ars Lyrica:



Вот это я понимаю, хореография! В таких нарядах невозможно задирать ноги выше головы, не будешь и валяться по полу (классический балет и современная хореография соответственно), тут только шаги, подпрыгивания и изящные позы. И в этом - основная засада такой хореографии: чтобы ее работать, надо владеть всем телом. Невозможен изящный жест рукой - изящный жест неизбежно включает все тело, а это могут только артисты балета. И потому полномасштабная постановка этой оперы с такой хореографией попросту невозможна - певцы мастерски владеют голосом, но не телом, не жестом. Если в "современном классическом" опере-балете певцов можно научить двигаться так, чтобы они не выпадали из общей картины, то это в основном потому, что изящество не является первостепенной категорией для танца - там чаще размах, порыв, нечто, вырывающееся за рамки, ломающее рамки. Изящество никаких рамок не ломает, наоборот. Но требует постоянной концентрации всего тела, и потому неизящный жест будет резко диссонировать. А найти оперных певцов, которые еще и с балетной выучкой - нет таких сейчас, редкость невообразимая. Так что я не надеюсь увидеть "Галантные Индии" в аутентичном исполнении, увы.

А что можем увидеть? - Ну, к примеру, хип-хоп постановку (весьма интересно, кстати):



Не зря говорят, что барочная музыка ритмически очень близка к современной поп-музыке. Теперь мы это увидели наглядно.
Tags: Музыка, Танцы-шманцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments