Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

"Карета-призрак: английские рассказы о привидениях"

Книга пятьсот девяносто восьмая

"Карета-призрак: английские рассказы о привидениях"
СПб: Азбука, 2005 г., 256 стр.
https://flibusta.appspot.com/b/423116/read?cCpQr04J

Я неоднократно здесь писал об этом, но повторю еще раз: я очень люблю привиденсеские истории. Вот вампирские истории не люблю до степени ненавижу, а все потому, что вампиры существа простые до дебильности - им бы лишь кровушки напиться. Особенно дебильные вампиры жаждут еще размножиться в тысячах потомков и заселить весь мир. Чем питаться будут, ежели такую себе экологическую катастрофу устроят? Вот что интересно про вампиров, так это в "Ложной слепоте" Питера Уоттса описание возможной экологии и этологии вампиров - но это максимально далеко от вампирской литературы (и тем более от вампирского кино).

А вот привидения - совсем другое дело. Цель существования привидения - или, если взять ноту пониже, цель присутствия привидения в рассказе, его роль в повествовании - не слишком отличается от цели и роли обычного человека и/или персонажа. Несколько преувеличенно, с повышенной контрастностью, но то же самое. Эти роли достаточно разнообразны, и рассказы данного сборника дают нам лучший пример:
- В открывающем сборник и давшем ему название рассказе Амелии Эдвардс привидения едва не убивают рассказчика, сбрасывая его в пропасть; я даже подозреваю, что тот отшельник со слугой, живущие уединенно и пославшие его сесть в эту карету, тоже являются привидениями - тогда получается, что привидения устроили охоту на живого.
- В рассказах Элджертон Блэквуд "История о призраке, рассказанная одной женщиной" и Генри Джеймса "Третья сторона" привидения более классические - это души с незавершенными делами, помочь которым могут только живые. У Генри Джеймса это весьма забавный рассказ про двух старых дев и привидение их предка-контрабандиста, с неким соперничеством и ревностью этих дам за благосклонность их мертвого предка. К сожалению, заканчивается рассказ как анекдот, что сильно его портит. Впрочем, это единственный рассказ-анекдот в этом сборнике.
- У М.Р. Джеймса в "Предостережении любопытным" и у Дж.Р.Ш. Лесли в "Как бы в тусклом стекле" их привидения стоят на страже сокровища или тайны и наказывают посягнувших.
- Совершенно очаровательный рассказ Маргарет Олифант "Окно библиотеки" написан от лица девушки, влюбившейся в призрака. Отвлекаясь в сторону: не могу определить возраст этой юной леди. С одной стороны, по самому тону ее рассказа ей лет двенадцать-тринадцать; а с другой стороны, ей уже совсем немного осталось до брачного возраста, судя по поведению окружающих. Все-таки взросление в викторианской Англии сильно отличалось от современного. Кстати, призрак в этом рассказе существует ради мести этой семье, но мести, надо сказать, весьма своеобразной.
- В рассказе Хью Уолпола "Маленькое привидение" это самое привидение страшно боится живых, точнее, живых и очень шумных детей - такая инверсия классического сюжета.
- В рассказе Э.Ф Бенсона "Искупление" мы видим привидение, которому нет дела до людей, они скорее являются случайными свидетелями его межеумочного существования.
- И только в рассказе Персеваля Лэндона "Аббатство Тернли" мы так и не узнаем, что нужно привидению от людей - оно настолько страшное, что никто не решается с ним (точнее, с ней) заговорить.

Если вы слышите имена этих авторов впервые, не удивляйтесь. Это английские писатели золотого века привиденческой прозы: последней четверти XIX - первой четверти XX века. Все эти рассказы, за исключением рассказа М.Р. Джеймса, переведены впервые (впрочем, тут и он, кажется, в новом переводе). Он и его более знаменитый однофамилец известны, остальные писатели своего времени и своего жанра. Но, надо сказать, их неизвестность и подзабытость не отменяет того, что это крепкая проза, читать их интересно и не возникает желания пролистнуть вперед и посмотреть, чем все закончилось - тут не хочется пропускать ни строчки, тем более что далеко не над всеми i будут расставлены точки - в привиденческой истории всегда должна остаться недосказанность, это закон жанра.

PS.
К привиденческим рассказам неожиданно подверстался французский теледетектив, в котором очень уместно подана привиденческая тема. Зима, шторм, остров, на котором живут рыбаки. В пустующем доме на берегу обнаружен труп. Дом нехороший, в нем живут привидения - и более того, студентка, подрабатывающая уборкой мест преступлений, видит привидение девочки, даже слышит, как оно играет на пианино. Я не буду рассказывать, какую роль в сюжете играет это привидение, это будет спойлер, но скажу лишь, что это совсем иная роль, чем в рассказах из сборника.

В общем, если хотите мрачную зимнюю детективную историю, то смотрите "Убийство на острове / Les blessures de l'île"


Tags: Кино, Книги 6, Привидения и прочая готика
Subscribe

  • "Насмотревшись детективов"

    На ютубе обнаружилась моя любимая киноманская комедия " Насмотревшись детективов / Watching the Detectives" (2007, Пол Сотер). Фильм, в котором я…

  • Два позднесоветских артхаусных фильма

    Эти два фильма многое соединяет: - оба вышли в 1988 году - они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус - "ушиблены Тарковским", сняты…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments