Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Два сборника фантастики

Книги пятьсот девяносто девятая и шестисотая

Два сборника фантастики, один из буккроссинга, другой куплен за копейки в библиотечном магазинчике. Прошло то время, когда я любил фантастику, но не совсем - по старой памяти иногда приятно прочесть. Тем более, что тут было что.

"Сирена: избранная фантастика ОМНИ"
М: Либрис, 1992 г., 256 стр.

Книжечка карманного формата, небольшие рассказы. Неожиданно хороший подбор авторов - Боб Шоу, Роберт Сильверберг, Харлан Эллисон, Альфред Бестер и другие. И рассказы в основном хороши - почти нет "анекдотов", когда рассказ написан ради "неожиданного поворота" в финале. Я не случайно взял это в кавычки - почти всегда предвидишь такую возможность финала и надеешься, что автор ею не воспользуется. Иногда везет - решает не делать финт в конце и свести все к анекдоту. Анекдот хорош в рассказе не более трех страниц.

Кажися, я уже когда-то читал этот сборник. Или хотя бы просматривал. Ощущение смутного знакомства, хотя конкретики, разумеется, не помню. Или я уже представляю стандартные ходы научной фантастики? Странно это.

Открытием для меня явились два автора. Первый - Роберт Сильверберг. Я его читал до того, но тут два очень качественных рассказа, уровнем повыше, чем я помню. Первый - "Базилиус", про программиста, который на основной работе программирует системы обнаружения ядерной атаки, а дома в качестве хобби программирует ангелов - искусственный интеллект в своем компе. Понятно, чем кончится, особенно когда он говорит, что случайно обнаружил, как можно подделать сигнал о начале ядерной атаки - этот сигнал будет подан и начнется ядерный апокалипсис. Непонятно только, как именно это произойдет: то ли ангелы и эта программа окажется на одном компе, а уж если есть ангел-разрушитель, то... Или же к нему придет в гости девушка и ангелы ее уболтают сделать то, чего она не понимает. Оканчивается рассказ так, как и должен, причем выбран лучший вариант.

Второй рассказ Силверберга - "Живописец и оборотень" можно даже отнести к жанру фэнтези или скорее легенды, я бы не удивился, если бы автором была бы указана Урсула Ле Гуин. Хороший рассказ.

В этом сборнике есть один японский автор - Ясутака Цуцуи с рассказом "Одиноко растущая женщина". По прочтении этого рассказа полез в инет посмотреть, кто он и что он. Оказывается, это "японский Филипп Дик" и "духовный отец Харуки Мураками". Абы кому такие эпитеты не дадут, так что стоит прочесть что еще. Тем более, что он автор романа "Паприка", по которому снято знаменитое киберпанковое аниме. Пожалуй, начну с него - с просмотра, это всегда лучше, если в планах и книга, и экранизация.

В общем, не ожидал, что такой хороший сборник окажется.


"Огненный столп"
Нижний Новгород: Флокс, 1991 г., 270 стр.
https://flibusta.appspot.com/b/469934?UpuTj2PJ

Сборник рассказов трех авторов - Генри Каттнера, Рэя Бредбери и Альфреда Ван Вогта. У Каттнера неплохая повестуха в жанре боевой фантастики, остальные два рассказа не стоят внимания. Ван Вогта можно прочесть первый рассказ, можно и не читать. Поговорить мне хочется об одном рассказе Рэя Бредбери, который и дал название сборнику - "Огненный столп".

Это хороший плохой рассказ. То есть: рассказ плох, очень плох. Завязка такова: на кладбище оживает мертвец. Он умер несколько веков назад и мирно лежал в могиле на кладбище. Но люди будущего решили очистить всю Землю (как потом узнаем, и Марс тоже) от кладбищ и кремировать всех покойников. И вот наш герой - последний не кремированный покойник на Земле, и в знак протеста он оживает.

Ну ладно, оставим за скобками, как именно он ожил, как вообще он сохранился в гробу, что выйдя оттуда, он ничем не отличается от живых. Фантастическое допущение, жанр такой. Но если бы это допущение было одно! По ходу буквально в каждом втором абзаце надо принимать что-то следующее в качестве такого допущения - к примеру, он заходи в библиотеку и спрашивает книги Эдгара По, Лавкрафта и Бирса. И библиотекарша ему - а, это те, чьи книги как совершенно бесполезные сожгли триста лет назад!
Какого черта?! Откуда она тогда знает имена этих авторов - через триста-то лет? И вот таких мелочей - по нескольку на страницу. К примеру, в конце концов его разоблачили - он курит не затягиваясь, попросту не может, потому как не дышит. но при этом разговаривает! Как?
Его, разоблаченного, хватают случайные прохожие ("Это такая игра, да?") и бросают в крематорий - в тот самый огненный столп.

В общем, если разбирать, как не надо писать рассказы, то это прям-таки идеальный пример.

И в то же время... В то же время это сильный рассказ, имеющий свое настроение. Жуткое, как часто бывает у Бредбери, я вдруг осознал, что он только случайно числится по разряду science fiction, на самом деле он продолжатель линии Лавкрафта. В этом рассказе переплетаются основные бредбериевые темы - и сожжение книг, и забвение и трансформация привычного человеческого мира, обязательная отсылка к Эдгару По, опять же Марс, пусть и на периферии. При чтении этого рассказа в душе борются два чувства - с одной стороны, все огрехи рассказы выпирают и раздражают, но, с другой стороны, он создает то самое бредбериевое настроение, что не спутаешь. Парадоксальное ощущение, да.
Tags: Книги 6
Subscribe

  • Борис Поплавский, коллега Пьера Менара

    Дмитрий Токарев в своей книге " «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе" в главе о дневниках пишет так:…

  • Еще об "Бурю" и образ Калибана в ней

    Когда писал прошлую запись еще в голове не сложилось, почему именно Калибан воспринимается как трагический персонаж? (или драматический - вроде все…

  • Луи Арагон "Гибель всерьез"

    Книга пятьсот пятьдесят третья Луи Арагон "Гибель всерьез" (Louis Aragon "La mise a mort", 1965) М: Вагриус, 1998 г., 400 стр.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment