Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Г. Бояджиев "Итальянские тетради"

Книга шестьсот восьмая

Г. Бояджиев "Итальянские тетради"
М: Искусство, 1968 г., 168 стр.
https://www.twirpx.org/file/3046978/

Случайно приблудившаяся книжечка (спасена из выкидываемых книг, это даже не буккроссинг). Столь же случайно решил прочесть - она карманного формата, а у меня привычка таскать в кармане куртки книгу. Начал читать в обмылках времени (в транспорте, на почте), но большую часть все же прочел в своем читальном кресле - это знак интереса, пожалуй.

Автор на десять дней съездил в Италию и описывает свои впечатления. Поездка была по линии общества советско-итальянской дружбы, он там читал лекцию о современном советском театре. Маршрут включал Рим, Венецию, Флоренцию, Милан - весьма неслабо. Разумеется, впечатления по верхам - напоминает многочисленные туристические посты в ЖЖ, разве что автор вложил больше труда в свою книгу и делится не просто впечатлениями, но и потрудился прочесть в книгах о том, что увидел.

Немного о том, что увидел, вернее - на что обратил внимание. Вот крестьянский митинг под стенами Колизея, вот разговоры с итальянскими коммунистами. Ну и конечно гуманизм Возрождения, противостоящий мраку религиозности - это уже не наблюдения, это интерпретации, но весьма характерные.
Я вот задумался: а насколько это искренне? Да, я знаю о "почетной ссылке", говоря словами Лотмана, что без некоторых цитат и дежурных фраз напечатать было нельзя (иногда эта практика сильно затемняет суть - см. пост про Аристофана) - меня интересует другое, только ли дежурными были эти фразы? Или все же автор во многом именно так и думает? Я склоняюсь к мнению, что да, автор в основном честен и не кривит против своих убеждений.

Еще одно наблюдение, уже мое наблюдение за собой по ходу чтения этой книги. Раньше я бы бросил ее читать, после того как несколько раз наткнулся бы на совковую точку взгляда. Сейчас я читал это спокойно, просто отмечая как особенность. Сколько там у нас прошло с кончины СССР? Тридцать лет? - Похоже, для меня это достаточный срок, чтобы идиосинкразия ушла и сменилась фиксацией примет времени.

Книга состоит из трех глав: в первой путевые впечатления от Венеции, Флоренции и Рима, вторая полностью посвящена Сикстинской капелле. Автор честно признается, что за день рассмотреть все фрески невозможно, так что по возвращении он разглядывал репродукции в альбоме. Пишет, кстати, очень интересно, много цитирует Дживелегова. Смотрит он на фрески сюжетно - что именно там происходит, какие эмоции выражают позы персонажей. Автор - театровед, так что смотрит на фрески как на сцену и артистов на ней. Получается любопытно.

Третья глава книги - самая короткая, кстати - посвящена театру. Там, в частности, описывается спектакль "Мистеро", поставленный Орацио Коста. Этот спектакль представляет собой композицию из старинных "лауд" на тему рождения и воскресения Христа. Такая вот экспериментальная театральная археология. Описано интересно и интересно проанализировано, почему этот спектакль не популярен (зрителей было четверть зала) и почему этот театральный эксперимент не может быть удачным (хотя является интересным):

Если живопись рождает образ человека всей совокупностью своих выразительных средств, то театр требует прямого и реального изображения его личности. А лауде это непосильно. Она в человеке может отыскать душевный порыв, элементы психологического переживания, бытовую деталь, но все это вне личности, утверждающей себя как первопричину бытия. Ведь согласно религиозной концепции, человек - существо подчиненное, даже Христос и его мать находятся в некой фатальной зависимости от бога-отца. Человеческая воля и мудрость определяются не его собственной силой, а способности человека внять "мудрости божьей" и перенести испытания, посланные небом.
Такой подчиненной силой "небесному промыслу" и выступают персонажи мистериальной драмы. В своем историческом прошлом этот жанр, конечно, обладал определенной степенью эмоционального и идеологического воздействия. Но для этого нужно было иметь аудиторию, покорную религиозному сознанию. Человек, подчиненный в действительности "божественному произволу", воспринимал и со сцены себе подобного героя. Герой лауды представлялся высшим идеальным существом, и зритель убеждался в этом вовсе не в силу жизненности и художественной отделки этого персонажа. Контакт между героем и зрителем рождало не эстетическое доверие, а религиозная вера. Театр в этом отношении был наряду с философией служанкой богословия.

В театре нового времени, конечно, характер связи между сценическим образом и зрителем решительным образом изменился и определялся теперь переживаниями зрителей, погруженных во внутренний мир человека. Конечно, в религиозной драме тоже существовали элементы переживания - волнение, страх, восторг, - но главное заключалось в том, что это были чувства, переживаемого не за действительного человека, а подчиненного небесному промыслу.
Поэтому определяющим фактором воздействия театра на зрителя был не эстетический, а религиозный момент.

Мог ли этот принцип сохраниться и при современной постановке лауды? Конечно, нет. Орацио Коста ставил не религиозный спектакль, и публика, пришедшая к нему в театр, являлась не для молитв.

Любопытно, что сейчас, спустя полвека, этот спектакль скорее всего нашел бы свою публику - среди мод современности есть и мода на "аутентизм". Я бы, пожалуй, сходил на этот спектакль.

В Италии автор купил какой-то театральный журнал, весь номер которого был посвящен "театру жестокости" Арто - как раз тогда Питер Брук поставил вайсовского "Марата/Сада", самая мода на идеи Арто 1930-х. Автор приводит довольно много цитат из Арто - ах, советское время, когда мы читали критику буржуазной философии ради цитат из тех самых философов! Хоть таким образом их идеи доходили до советских читателей и философы-критики прекрасно понимали ситуацию и не скупились на цитаты. Здесь то же - автор не является поклонником "театра жестокости", скорее даже искренним противником, но дает возможность читателю составить самостоятельное представление об этих идеях.

По прочтении книги решил посмотреть, что это за автор такой. Оказалось, достаточно крупный театровед. Ну посмотрим, мож когда попадется еще какая его книга - читать его можно.
Tags: Книги 7
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal