Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Струнный квартет "Премьера" с программой "Tenebrae"

Сегодня был в органном зале Пензенской филармонии на концерте струнного квартета "Премьера" с программой "Tenebrae". Это местный, пензенский коллектив и только они здесь исполняют современную академическую музыку. Собственно, предыдущая фраза во многом оценивает качество, явно не столичное. Но и неплохое, надо отметить.

Больше половины номеров программы я слышал впервые, так что не могу отделить впечатление от сочинения от впечатления от исполнения. Впрочем, по ходу написания этого поста попробую.

Первым номером была Prelude in B-minor из "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха, переложение для струнного квартета Л. Андриссена. Несколько странно это звучало - как будто музыку поделили на четыре, мало каждому исполнителю досталось. Когда это исполняет один пианист, звучит отлично, а тут бедновато.

Вторым номером шло сочинение Освальдо Голихова Tenebrae, давшее название всей программе. Звучало это как киномузыка, прям-таки воображение искало отсутствующий видеоряд.
Что такое киномузыка? - Это музыка подчиненная внешнему драматизму. И да, в ней сменяются настроения, она изобразительна в плане эмоций, причем эта смена эмоций не следует из предыдущего звучания, что-то на экране должно смениться, и вслед за изменением картинки меняется и музыка.
Вот так это и звучало.

А сейчас я поискал на ютубе другое исполнение этого сочинения - совершенно другой эффект, киномузыкой и не пахнет:




Третьим номером программы шло сочинение Мохаммеда Файруза The Named Angels: I. Mikail's Thunder. Когда оно зазвучало, я сразу вообразил, что его отлично бы Апокалиптика исполнила, если бы переложить его пониже, для одних виолончелей.

Поискал сейчас на ютубе - вот одно из исполнений, на концерте только более по-кавказски звучало. Ну а чардаш местами оно и так напоминает.




Четвертым номером были Fratres Арво Пярта. Не часто его струнным квартетом исполняют, как я понимаю.

Вот, кстати, нечто, полностью противоположное киномузыке, настолько эта музыка цельна и не предполагает, даже противится присовокуплению к ней чего-то еще, особенно визуального. Эта музыка содержит драматизм, но он не сюжетен - в ней проявляется скрытое, становясь все явственнее и явственнее. Начинается очень тихо, приходится напрягать слух, вслушиваться. Примерно как художник рисует на листе бумаги набросок, тонкими едва видными карандашными линиями. Постепенно добавляются краски, вот уже рисует мощными мазками, сочными цветами. А потом постепенно музыка стихает - картина близится к завершению. И, наконец, тишина - картина окончена. Мы увидели/услышали/восприняли то скрытое, что только угадывалось в начале.

Я описал эту музыку сюжетно, но это скорее сюжет не самой музыки, а ее восприятия. Сюжет рассматривания. Вот найденное чье-то исполнение на ютубе - можете проверить, насколько мое описание этой музыки верно.




Пятым номером было сочинение Макса Рихтера In the garden, тут еще добавилось фортепиано. Минимализм как он есть, балетная музыка. И точно, это из балета Woolf Works, я писал о нем. Красивая музыка, но танцоров на сцене явно не хватает.




Шестым номером было Chiaroscuro Гии Канчели. В исполнении струнного квартета я не нашел на ютубе ни одного ролика, потому ставлю оркестровое.



От квартетного исполнения совершенно другое впечатление, совершенно. Возможно, даже интересней. У Канчели всегда много пауз и много как бы тишины. Но оркестр делает эту тишину, эти паузы плотными, в них скрыта вся оркестровая мощь. А когда исполняет квартет - эта тишина, эти паузы тонкие, прозрачные. Музыка становится призрачной. Она напоминает поле после урагана, когда то тут, то там пробиваются ростки мелодий - тонкие, еще слабые.

Мне кажется, или он на 9:50 цитирует тему "Адажио" Альбинони? И не ее одну - некоторые фразы, растворяющиеся в тишине, кажутся намеками и воспоминаниями о других мелодиях.

И да, в оркестровом исполнении это звучит совершенно иначе, более драматично и местами напористо. Пожалуй, чисто струнное исполнение интересней - требует додумывания слушателя.


Последним номером программы было The Lamb Джона Тавенера. Тут к квартету присоединился еще контрабас. Вообще Тавенер больше писал для хора, так что эта музыка в чисто инструментальном исполнении звучит несколько странно.




Такой вот был концерт. Рад, что такая музыка хоть иногда звучит в нашем музыкальным богом забытом городе. Кстати, посмотрел афиши филармонии - ничего не порадовало. Хотя нет - будет выступать еще один квартет. Программа мне не показалась интересной, но сам квартет состоит из молодых ребят (на три четверти девчат) и, вроде бы, местных. Если в городе появился еще один квартет - это можно только приветствовать.
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment