Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Jazz May Penza ' 2021

В минувшие выходные прошел очередной, уже десятый, фестиваль Джаз-Май. Я был не всюду, да и невозможно посетить все - некоторые события происходили одновременно. Что получилось: в пятницу сходил только на открытую площадку, в зал не пошел; в субботу и воскресенье приходил на открытую площадку примерно в полпятого-пять, до семи слушал коллективы на открытой сцене, в семь начинался концерт в зале, шел туда.

Чем отличался этот Джаз-май от предыдущих: во-первых, выступало всего двое иностранцев, да и тех я не слышал (были в зале в пятницу). Эпидемические ограничения, будь они неладны.
С другой стороны, и это во-вторых, в этом году был особенно сильный состав коллективов, выступавших на открытой уличной сцене. Некоторых слушал и думал "а почему они здесь, а не в зале выступают?" Это не только вопросы престижа и акустики (в зале-то получше, хотя и на улице в этот раз очень неплохо звукооператоры поработали) - стандартный сет выступления на открытой сцене 25 минут, а в зале больше часа. Ну, в другой раз.

И еще, прежде чем перейти непосредственно к выступавшим музыкантам. Послушал я разные коллективы и понял, что очень хорошо, когда в коллективе выступают музыканты примерно одного уровня. Не обязательно очень высокого, но хуже нет, когда слушаешь - все звучит хорошо, но кто-то недотягивает, выбивается. К примеру, выступал квинтет Porter's из Самары с песнями, соответственно, Коула Портера. Очень приятный баритон у певца, их там трое музыкантов одного уровня - еще гитарист и саксофонистка. А вот ритм-секция - бас и ударные - музыканты уровнем пониже. Впрочем, разрыв невелик, так что звучало это неплохо.

А вслед за ними выступал московский Surkov Quartet, играли забойный джаз-рок (жаль, на ютубе не нашел их записей). Вот они могли бы и в зале выступать, и профессионализма и энергетики им хватает. Выпускники гнесинки, школа хорошая.

Еще один отличный коллектив - Квартет Олега Максимова из Ростова-на-Дону. Вот их ролик нашелся на ютубе, это одна из тех композиций, что они исполняли.

Квартет в этом составе сорганизовался только в марте этого года. Полагаю, мы о них (и их) еще услышим.

Теперь перейдем со свежего воздуха в зал к хедлайнерам фестиваля. Два концерта по два отделения, всего четыре коллектива.

Начнем мы с трубача Вадима Эйленкрига & Eilenkrig Crew. Наиболее медийный джазмен, он и передачу на Культуре ведет, и в каких-то Танцах со звездами, что ли, в жюри был. Вроде как самый техничный джазовый трубач. Известность сыграла, на концерт с его участием было продано максимальное количество билетов.
Выступление мне, пожалуй, не понравилось. Вот большой фрагмент этого выступления, звук записи не лучший, но вполне представительный:

Первая и главная претензия - к составу ансамбля. Сам Эйленкриг трубач хороший, ничего не скажешь; очень хороший у него саксофонист, так что тут, пожалуй, два солиста. Пианист тоже весьма неплох. А вот бас-гитарист меня несколько озадачил - он играл в стиле "меня тут нет", т.е. ухом выцепить партию баса это надо специально вслушиваться. В одной из композиций у него было соло - оказывается, он могет, очень неплохой басист, скажу я вам! Просто ансамбль может быть организован как "все звезды" или же "работаем на солиста" - оба варианта рабочие. Вот только в данном случае получилось не два не полтора - вы послушайте ударника! Куда он так лупит? Деликатнее надо. Тогда бы получилась ритм-секция, работающая на солиста. Даже странно было слышать в зале такой несбалансированный ансамбль.
И отдельная боль, не могу промолчать, это любовь Эленкрига поболтать. Ты не разговаривай, ты музицируй! Ан нет, поговорить хочет. И что намного хуже - пошутить. Вот кто ввел его в заблуждение, что он умеет шутить со сцены?! Пичалька.

Следующий хедлайнер это легенда еще советского джаза Сергей Манукян и его квартет. Вот тут с первых тактов понятно, насколько это классные музыканты, насколько они хороши. Тут не надо проявлять какую-то виртуозность, это слышно в том, как именно они исполняют музыку с минимальным выбором средств для этого. Я размещу ролик не с этого концерта, мне просто хочется чтобы была именно эта песня, очень ее люблю. На концерте она звучала чуть иначе, но только чуть:

Есть ролик и с того концерта, о котором пишу, но там другая песня и качество записи похуже.
Этот стиль импровизации изобрела Элла Фицджеральд - она первая решила импровизировать голосом как если бы это был саксофон. Вот Манукян так же - голос-саксофон.
Старые джазмены. Слушал я их и в голову пришла поговорка: "старый конь борозды не испортит, но и глубоко не пашет". Первые песни в их исполнении производят, конечно, офигенное впечатление, но потом все несколько притухает - немного не хватает энергии, что ли. Очень хорошо, но немного музей.

Следующие хедлайнеры играли не джаз - на каждом фестивале должно быть что-то, близкое к жанру фестиваля, но точно за его рамками. На этом Джаз-мае в этой роли выступили Дмитрий Селипанов & Opensound Orchestra. Они играют современную мелодическую академическую музыку. Если сказанное непонятно (мне бы было непонятно), то можно сказать проще - они исполняют киномузыку. Авторскую - ее пишет Дмитрий Селипанов. Вот одна из их композиций, запись с концерта:

Такая смурная и энергичная музыка, несколько однообразная, повторение музыкальной фразы по кругу.
Такая бедная на разнообразие музыка, что несколько компенсируется абстрактным видеорядом на экране.
Состав ансамбля: три скрипки, две виолончели, рояль и компьютеры. Композиция в ролике выше не особо энергична, но были и под стать Апокалиптике, благо состав ансамбля позволяет. Слушается неплохо, в этой музыке есть некая повествовательность, развитие, драматизм.

И последний хедлайнер, ставший для меня офигенным открытием - квинтет Сергея Долженкова, исполняют фьюжн. И, блин, какой фьюжн! Вот состав квинтета, их стоит запомнить по именам, поскольку все они ведущие музыканты, у каждого есть свой проект:
Сергей Долженков, тромбон
Вячеслав Быстров, клавиши
Евгений Побожий, гитара
Антон Давидянц, бас
Пётр Михеев, ударные
Джаз на тромбоне не часто встречается, а тут вообще необычно - тромбон с электронными примочками, типа как у электрогитары. Звучит очень круто! Вот студийная запись одной из звучавших на концерте композиций, состав ансамбля почти тот же, ударник другой:

Вот уж из кого энергия прям хлещет! На концерте это еще экспрессивней звучало.
Впрочем, были и спокойные лирические композиции, вот одна из них:

Здесь большое соло на бас-гитаре Антона Давидянца. Он уже третий раз приезжает на Джаз-май в составе разных ансамблей, но каждый раз это отличные музыканты. Так что можно, пожалуй, использовать его как критерий: если он в составе, то концерт точно будет хорошим.
А это выступление было очень крутым, не просто хорошим. Мой друг, с которым мы были на концерте, по окончании сказал: "Это как на концерте Майлза Дэвиса побывать!"

И вот теперь, когда я написал о всех музыкантах, о которых хотел написать (и жалею, что некоторых других выступавших не услышал), надо сказать о компоновке концертов. Обычно в постах про Джаз-май я писал о музыкантах в том порядке, как они выступали на концертах, так вот в этом посте я отошел от этого правила. Четырех хедлайнеров я расположил в том порядке, как было бы логично им выступать: один день традиционный джаз Эйленкриг + Манукян, другой день contemporary и fusion Селипанов + Долженков. Это были бы хорошие концерты, первое отделение готовило бы публику ко второму. Но в реальности выступления были скомпонованы по-другому:
- в субботу в первом отделении квинтет Долженкова, во втором - Эйленкриг
- в воскресенье, соответственно, Селипанов, потом Манукян
Воскресный концерт в смысле последовательности логичен, но все же стили слишком разные, немного разная публика нужна.
А субботний концерт - если бы хоть Эйленкриг был в первом отделении, а так он просто попал под каток квинтета Долженкова. Это же просто самоубийство - выступать после Майлза Дэвиса или, там, Роллинг Стоунз. Можно надувать щеки и хвастаться, что у тебя роллинги на разогреве, но ежу понятно, что после них ты будешь на сцене смотреться весьма бледно. А поставить столь медийно известную персону в первое отделение - оскорбление, блин!
В общем, скромнее надо быть, тогда и выступление получше смотреться будет.

И, чтобы не заканчивать пост на ругачьей ноте, скажу, что фестиваль 2022 года должен быть еще лучше - Джаз-май год от года все круче и круче, а к тому времени карантинные ограничения отменят и на фестиваль приедут разные иностранные музыканты. Я очень на это надеюсь.
Tags: Музыка
Subscribe

  • Два позднесоветских артхаусных фильма

    Эти два фильма многое соединяет: - оба вышли в 1988 году - они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус - "ушиблены Тарковским", сняты…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Ганс Гейнц Эверс "Охотники на дьявола"

    Книга шестьсот двадцать четвертая Ганс Гейнц Эверс "Охотники на дьявола" ("Der Zauberlehrling oder Die Teufelsjäger", 1909) Salamandra P.V.V., 2014…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments