Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Два позднесоветских артхаусных фильма

Эти два фильма многое соединяет:
- оба вышли в 1988 году
- они очень странные, по-хорошему странные, истинный артхаус
- "ушиблены Тарковским", сняты под сильным его влиянием
- в них присутствуют библейские мотивы
- оба фильма не являются антисоветскими, равно как и просоветскими, они внесоветские; говорю это потому, что сняты они в перестройку и такое рассмотрение напрашивается
- в обоих фильмах есть сцены в психушке и камера долго рассматривает лица психов
- ну и наконец я думал, что оба этих фильма сняты Александром Кайдановским как режиссером; тут я ошибся, только один

Итак, первый фильм - Жена керосинщика, режиссер Александр Кайдановский. Это история Каина и Авеля, разыгранная в декорациях послевоенного Калининграда, самое начало 1950-х. Роль Сталкера в фильме Тарковского подкосила Кайдановского-актера - после такой роли непросто играть обычных людей в обычных фильмах, движение вниз. Потому Кайдановский идет учиться на режиссера, причем учится у Тарковского (впрочем, недолго - тот уехал в Италию).

Пересказывать фильм я не буду - он есть на ютубе, качество не очень, но уж что есть; фильм выложен одиннадцатью десятиминутными фрагментами, но целиком.

Анализировать фильм тоже не буду, лучше дам ссылку на большую статью Льва Наумова "Александр Кайдановский и семья его керосинщика" в трех частях I, II, III. Большинство интерпретаций я понял еще при просмотре фильма, но вот воспроизведение в кадре рембрандтовской "Данаи" от меня ускользнуло (abenteurer в коллекцию, метка времени 1:07:??). Ну и просто фактология жизни Кайдановского, которая не обязательна для просмотра, но фраза "мы поедем в Семикаракоры" начинает звучать немного иначе.




Второй фильм - Кошкодав Сильвер, режиссер Юрий Елхов. Фильм снят по одноименному рассказу Виктора Конецкого, он и у того стоит несколько особняком. Главный герой - в рассказе Геннадий Петрович Н. - душевнобольной (это слово более точно, чем "сумасшедший"), вообразивший себя пророком Ионой во чреве кита. Фильм - это монолог главного героя, внутренний монолог с признаками бреда. Не бессмыслицы, а трансформировавшихся тяжелых воспоминаний - и есть с чего, ведь в детстве главный герой пережил блокаду в Ленинграде. Мы видим его детское воспоминание о встрече с одноногим, одноглазым и одноухим кошкодавом (прозвище "Сильвер" ему дает главный герой, начитанный мальчик), которого жители дома наняли чтобы отловить бродячих кошек. Разумеется, мы видим именно воспоминание о той встрече, и потому Сильвер может пророчествовать и его пророчества, я бы сказал обещания, сбываются.

Фильм тяжелый, но не видеорядом, а самой ситуацией. Когда голос матери начинает рассказывать, как она умирала от слабости в блокаду, всеми фибрами души это прочувствуешь и понимаешь главного героя, который влез во чрево кита, лишь бы этого не слышать. Именно потому, что все рассказываемое - правда. Кстати, когда я читал Конецкого это от меня ускользнуло - или не ускользнуло, но было вытеснено из памяти напрочь. А тут звучащий голос, спокойный и исполненный горечи и печали, производит впечатление, да.

Это первый фильм режиссера, до того он работал оператором (в частности, снимал "Приключения Буратино"). Фильм снят под влиянием Тарковского и в некотором роде это tribute ему - иначе я не могу объяснить включение в фильм документальных кадров с Тарковским, по сюжету они лишние. Также несколько не то, что чужеродно, скорее совершенно необязательно звучат две песни Гребенщикова, в начале и в конце фильма. Конечно, это метка времени съемки фильма, спустя тридцать лет смотрится странно.



PS.
Фильм "Жена керосинщика" одним куском, но в том же качестве: https://kinoblog.tv/films/n6357/film-zhena_kerosinshhika.html

PPS.
Есть еще одно сходство у этих фильмов: и там и там главную мужскую роль (в "Жене..." одну из главных) играют прибалтийские актеры - Витаутас Паукште у Кайдановского и Юозас Будрайтис у Елхова.
Tags: Кино
Subscribe

  • "Насмотревшись детективов"

    На ютубе обнаружилась моя любимая киноманская комедия " Насмотревшись детективов / Watching the Detectives" (2007, Пол Сотер). Фильм, в котором я…

  • "Карнавал душ" (1962)

    Попался старый привиденческий фильм " Карнавал душ / Carnival of Souls" (Херк Харви, 1962), шедевр категории Б, снят за копейки с актерами нонейм.…

  • Уильям Голдман "Принцесса невеста"

    Книга шестьсот двадцать третья Уильям Голдман "Принцесса невеста" (William Goldman "The princess bride", 1973, 1998, 2003) СПб: Азбука, 2017 г.,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments