Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Выставка "Искусство пастели" в Пензенской картинной галерее

Сегодня сходил на выставку "Искусство пастели" в нашу картинную галерею. Выставка занимает один зал (но большой) и половину коридора.

Собственно, посмотреть эту выставку можно на сайте Национального союза пастелистов, там даже чуть больше работ, чем на выставке - часть работ вернулась в запасники галереи. Но я все же покажу свои фотки с выставки - разумеется, они гораздо хуже, цвета совсем не те (иногда это очень обидно), практически всюду видны блики. Из-за бликов я даже не показываю некоторые очень хорошие работы, но и тех, что получились, больше двух десятков.

Что, конечно, поразило, так это разнообразие этой техники - в некоторых работах ни за что не заподозрил бы пастель. Но начнем с привычного ее использования - с портретов.

IMG-20211024-122536

Афанасьев Анатолий петрович "Портрет Ольги Роба, преподавателя школы искусств", 1998, Пенза
IMG-20211024-122522

Афанасьев Анатолий петрович "Портрет Ксении Галкиной", 2019, Пенза
IMG-20211024-122555

Афанасьев Анатолий петрович "Автопортрет", 2007, Пенза
IMG-20211024-124237

На выставке около десятка его работ, но эти - лучшие. Или удалось сфотографировать почти без бликов.

Из портретов покажу еще эту работу из запасников ПКГ, написана примерно сто лет назад.

Петров Николай Филиппович "У окна", ПКГ
IMG-20211024-122756

А вот эти две работы американского художника уже не портреты, изображенные женщины, мож и не лишены индивидуальности, но уж точно художник рисовал не с целью показать индивидуальность именно этой модели. Собственно, модели тут именно модели - модель женщины.

IMG-20211024-122729

IMG-20211024-122736

Ну вот, с изображением людей покончили, теперь переходим к пейзажам. И начнем с городского пейзажа.

Георгий Храпак "Зимний Ленинград", 1964, Москва
IMG-20211024-122812

Еще один зимний пейзаж, вернее, фрагмент его. Весьма остроумно фактура картона использована для передачи впечатления снегопада.

Салычев Анатолий Владимирович "Поезда. Из серии 'Дороги'", 2003, ПКГ
IMG-20211024-124318

А вот эта картина показывает что импрессионизм жив. Причем импрессионизм Моне, не поздние яркие работы, а туманные типа "Тауэра" из Пушкинки. Фотография не передает - это банально; фотография показывает больше, чем мы видим на картине на выставке - вот это уже не столь банально. Фото выставляет на первый план детали, которые на картине скрадываются. Впрочем, это если смотреть фотку не в посте, а открыть ее в полный размер. Экран, подсвеченный сзади, это фактически витраж - понятно, что витраж смотрится совершенно иначе, нежели картина, которую рассматриваем в отраженном свете.

Сергей Бакин "Вечер. Мытнинская улица", 2019, Санкт-Петербург
IMG-20211024-122916

Продолжим тремя картинами Елены Ненастиной.

Елена Ненастина "Новгород Великий. Утро", 2021, Москва
IMG-20211024-124735

Елена Ненастина "Новгород Великий. Вечер", 2021, Москва
IMG-20211024-122936

Елена Ненастина "Портрет", 2021, Москва
IMG-20211024-122947

Здесь мы видим, как фигуративное искусство постепенно перетекает в абстрактное, в гармонию цветовых пятен. Логического завершения этот процесс достигает в работах Ольги Кошелевой - вроде бы пейзажи, но едва ли не базовые геометрические фигуры и яркие цветовые пятна. Вот тут очень жалко, что камера смартфона искажает цвета - это очень выигрышные работы, призванные быть визуальным центром интерьера. Идеальные объекты визуального дизайна. Что хотел сказать художник этой работой? - Да ничего не хотел, он хотел сделать приятно глазу, чтобы взор отдыхал - и художник этого достиг.

Ольга Кошелева "Хужир, полдень", 2016
IMG-20211024-122835

Ольга Кошелева "Дом на горке", 2016
IMG-20211024-122844

Теперь две работы шотландского художника Тони Аллана, тоже призванные украшать интерьер - или служить иллюстрацией в журнале. Помнится, в советское время были два журнала - "Англия" и "Америка". Очень любил их листать, но по разным причинам: "Англию" хотелось читать, а в "Америке" были в основном фотографии с подписями, но не только - там печатались рассказы (в "Англии" тоже, но реже). Едва ли не интересней рассказа были иллюстрации - одна-две на рассказ, совершенно потрясающие по мастерству и вполне реалистичная живопись и графика. Так я понял, что есть американские художники, которые умеют рисовать и делают это на высшем уровне - просто это умение сослано в журнальную иллюстрацию.
Так вот, к чему это отступление - картины Тони Аллана, даром что он шотландец, а не американ, могли бы быть иллюстрацией к какому-нибудь рассказу в журнале "Америка".

Tony Allain "Долина монументов", 2020, Шотландия
IMG-20211024-123037

Tony Allain "Яхт-клуб Нельсон", 2020, Шотландия
IMG-20211024-123045

Еще одна его работа, очень выигрышная - горы, озеро, блики заходящего солнца - совершено не получилась на фотке, вся забита отражениями в стекле. Печаль.

И еще три работы, теперь уже московская художница Ирина Климова. Надеюсь, отражения в стекле не сильно помешают.

Ирина Климова "На кухонной полке", 2019, Москва
IMG-20211024-123244

Ирина Климова "Старые домики Синтры", 2020, Москва
IMG-20211024-122313

Ирина Климова "Блики Прованса", 2019, Москва
IMG-20211024-122337

Закончить я хочу двумя работами, которые меня поразили. Поразили по-разному - одна тем, что изображено, другая тем, как изображено.

Пожалуй, лучшая, на мой взгляд, картина этой выставки -

David Brammeld "Зимняя изгородь", 2020, Англия
IMG-20211024-124339

Признаюсь, я фанат запутанных ветвей, я могу их разглядывать и разглядывать. Наверное, можно придумать метафору, вернее, рассмотреть эту картину как метафору и восстановить то, что она выражает, метафорой чего являются эти запутанные ветви - но зачем? Картина хороша и без этого (или мне лень думать).

А вот эта картина меня поразила техникой - неужели это пастель? И сразу второй вопрос: а зачем пастель? Мож, стоило писать маслом? Иногда кажется, что художник поставил себе дополнительную задачу сделать что-то не приспособленными для этого средствами. Задачу решил, но есть в этом что-то от спорта - а нафига спорт в искусстве?
Но, скорее всего, я не прав и есть глубокий смысл сделать что-то пастелью или акварелью вместо того, чтобы сделать это гораздо более удобным маслом. Надо будет поспрошать знакомых художников при встрече.

Brian Bailey "Тыква с листом", 2019, США
IMG-20211024-122353
Tags: Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments