Собственно, посмотреть эту выставку можно на сайте Национального союза пастелистов, там даже чуть больше работ, чем на выставке - часть работ вернулась в запасники галереи. Но я все же покажу свои фотки с выставки - разумеется, они гораздо хуже, цвета совсем не те (иногда это очень обидно), практически всюду видны блики. Из-за бликов я даже не показываю некоторые очень хорошие работы, но и тех, что получились, больше двух десятков.
Что, конечно, поразило, так это разнообразие этой техники - в некоторых работах ни за что не заподозрил бы пастель. Но начнем с привычного ее использования - с портретов.
Афанасьев Анатолий петрович "Портрет Ольги Роба, преподавателя школы искусств", 1998, Пенза
Афанасьев Анатолий петрович "Портрет Ксении Галкиной", 2019, Пенза
Афанасьев Анатолий петрович "Автопортрет", 2007, Пенза
На выставке около десятка его работ, но эти - лучшие. Или удалось сфотографировать почти без бликов.
Из портретов покажу еще эту работу из запасников ПКГ, написана примерно сто лет назад.
Петров Николай Филиппович "У окна", ПКГ
А вот эти две работы американского художника уже не портреты, изображенные женщины, мож и не лишены индивидуальности, но уж точно художник рисовал не с целью показать индивидуальность именно этой модели. Собственно, модели тут именно модели - модель женщины.
Ну вот, с изображением людей покончили, теперь переходим к пейзажам. И начнем с городского пейзажа.
Георгий Храпак "Зимний Ленинград", 1964, Москва
Еще один зимний пейзаж, вернее, фрагмент его. Весьма остроумно фактура картона использована для передачи впечатления снегопада.
Салычев Анатолий Владимирович "Поезда. Из серии 'Дороги'", 2003, ПКГ
А вот эта картина показывает что импрессионизм жив. Причем импрессионизм Моне, не поздние яркие работы, а туманные типа "Тауэра" из Пушкинки. Фотография не передает - это банально; фотография показывает больше, чем мы видим на картине на выставке - вот это уже не столь банально. Фото выставляет на первый план детали, которые на картине скрадываются. Впрочем, это если смотреть фотку не в посте, а открыть ее в полный размер. Экран, подсвеченный сзади, это фактически витраж - понятно, что витраж смотрится совершенно иначе, нежели картина, которую рассматриваем в отраженном свете.
Сергей Бакин "Вечер. Мытнинская улица", 2019, Санкт-Петербург
Продолжим тремя картинами Елены Ненастиной.
Елена Ненастина "Новгород Великий. Утро", 2021, Москва
Елена Ненастина "Новгород Великий. Вечер", 2021, Москва
Елена Ненастина "Портрет", 2021, Москва
Здесь мы видим, как фигуративное искусство постепенно перетекает в абстрактное, в гармонию цветовых пятен. Логического завершения этот процесс достигает в работах Ольги Кошелевой - вроде бы пейзажи, но едва ли не базовые геометрические фигуры и яркие цветовые пятна. Вот тут очень жалко, что камера смартфона искажает цвета - это очень выигрышные работы, призванные быть визуальным центром интерьера. Идеальные объекты визуального дизайна. Что хотел сказать художник этой работой? - Да ничего не хотел, он хотел сделать приятно глазу, чтобы взор отдыхал - и художник этого достиг.
Ольга Кошелева "Хужир, полдень", 2016
Ольга Кошелева "Дом на горке", 2016
Теперь две работы шотландского художника Тони Аллана, тоже призванные украшать интерьер - или служить иллюстрацией в журнале. Помнится, в советское время были два журнала - "Англия" и "Америка". Очень любил их листать, но по разным причинам: "Англию" хотелось читать, а в "Америке" были в основном фотографии с подписями, но не только - там печатались рассказы (в "Англии" тоже, но реже). Едва ли не интересней рассказа были иллюстрации - одна-две на рассказ, совершенно потрясающие по мастерству и вполне реалистичная живопись и графика. Так я понял, что есть американские художники, которые умеют рисовать и делают это на высшем уровне - просто это умение сослано в журнальную иллюстрацию.
Так вот, к чему это отступление - картины Тони Аллана, даром что он шотландец, а не американ, могли бы быть иллюстрацией к какому-нибудь рассказу в журнале "Америка".
Tony Allain "Долина монументов", 2020, Шотландия
Tony Allain "Яхт-клуб Нельсон", 2020, Шотландия
Еще одна его работа, очень выигрышная - горы, озеро, блики заходящего солнца - совершено не получилась на фотке, вся забита отражениями в стекле. Печаль.
И еще три работы, теперь уже московская художница Ирина Климова. Надеюсь, отражения в стекле не сильно помешают.
Ирина Климова "На кухонной полке", 2019, Москва
Ирина Климова "Старые домики Синтры", 2020, Москва
Ирина Климова "Блики Прованса", 2019, Москва
Закончить я хочу двумя работами, которые меня поразили. Поразили по-разному - одна тем, что изображено, другая тем, как изображено.
Пожалуй, лучшая, на мой взгляд, картина этой выставки -
David Brammeld "Зимняя изгородь", 2020, Англия
Признаюсь, я фанат запутанных ветвей, я могу их разглядывать и разглядывать. Наверное, можно придумать метафору, вернее, рассмотреть эту картину как метафору и восстановить то, что она выражает, метафорой чего являются эти запутанные ветви - но зачем? Картина хороша и без этого (или мне лень думать).
А вот эта картина меня поразила техникой - неужели это пастель? И сразу второй вопрос: а зачем пастель? Мож, стоило писать маслом? Иногда кажется, что художник поставил себе дополнительную задачу сделать что-то не приспособленными для этого средствами. Задачу решил, но есть в этом что-то от спорта - а нафига спорт в искусстве?
Но, скорее всего, я не прав и есть глубокий смысл сделать что-то пастелью или акварелью вместо того, чтобы сделать это гораздо более удобным маслом. Надо будет поспрошать знакомых художников при встрече.
Brian Bailey "Тыква с листом", 2019, США