Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Category:

Четыре ч/б нуара и одна пародия

"Из прошлого" (Out of the Past, 1947) - невозмутимый Роберт Митчум и опасно улыбчивый Кирк Дуглас, роковая красотка Джейн Грир, в общем, все что нужно для хорошего нуара. Нуар это когда все бандиты ходят в мятых плащах и шляпах (у кого мятая, у кого новенькая), в выглаженных костюмах с галстуками и с прическами только что из парикмахерской. Ну вот Роберт Митчум:

23.12 КБ

Во всем фильме только один кадр, где у него растрепанные волосы - но это он только что дрался:

20.54 КБ

Собственно, оглянулся он на Джейн Грир, которая только что застрелила его противника - настоящая нуаровая красотка! Там, в нуарах, красотки особые - главный герой в такую сразу влюбляется, хотя и понимает, что зря это он; да еще к тому же она обычно стерва еще та - и деньги украдет, и пристрелит не задумываясь, да и подставит на раз. Вот она - как раз такая:

21.60 КБ

В общем, не повезло герою Митчума - ничем хорошим это для него не закончилось. Для нее, впрочем, тоже. И для многих других героев фильма. Классический нуар, по жанру положено. Дальше пойдут нуары неклассические.


"Леди в озере" (Lady in the Lake, 1947) - нуар по роману Раймонда Чандлера, роль Филиппа Марлоу сыграл Роберт Монтгомери, он же и режиссер. Нуар необычен тем, что снят "от первого лица", т.е. глазами главного героя. Достаточно необычно - играть в основном досталось его партнерше, вполне стервозной Одри Тоттер:

16.51 КБ

Прием "на все смотреть глазами героя" накладывает существенные ограничения - кадр получается статичным, полностью сосредоточенным на собеседнике. Соответственно главный герой на экране появляется в "рамке" - до и после рассказа, а в процессе - разок в зеркале:

18.66 КБ

Это его избили - законы жанра требуют, вот Пуаро никто по морде не бьет (а жаль!!), а тут полагается. Кстати, это нетривиальные эпизоды - когда его бьют. Или когда целуют - есть и такое. Не забывайте, мы смотрим на все его глазами - это кстати, остроумно решает проблему зеркала в кадре выше. Ведь обычно как - герой смотрится в зеркало и мы видим там его отражение. То есть камера видит - по законам оптики получается, что актер в зеркале должен видеть отражение камеры, а не свое - дурят нас, значит. А в данном случае - все честно: камера и есть глаза героя, его взгляд. Забавно сделанный фильм, да.


"Вор" (The Thief, 1952) - еще один необычный нуар, на этот раз шпионский, про ученого, который ворует атомные секреты. Необычен фильм тем, что в нем не говорят - он звуковой, но молчаливый. Конечно, сцены передачи микропленки от резидента шпиону слов не требуют и смотрятся хорошо, но в общем "молчаливый" прием оказался во вред - сразу ясно, что если два персонажа в кадре, то взаимодействие между ними невозможно, так что если герой спрятался за креслом, то хозяин кабинета его не заметит и выйдет; даже красотка-соседка в гостинице сможет только завлекательно на него смотреть - ничего больше просто невозможно без слов. В общем, заведомое молчание персонажей лишает фильм непредсказуемости - эксперимент не удался.


"Поцелуй убийцы"(Killer's Kiss, 1955) - ранний фильм Стенли Кубрика, малобюджетное кино с неизвестными актерами (на IMDB у многих нет даже дат жизни). Но! Но это кино Стенли Кубрик делал и как режиссер и как оператор, а потому фильм с точки зрения картинки снят куда лучше, чем это обычно бывает в нуарах - кадр строил художник. Если взять сюжет, то для нуара действия и закрученности маловато; главные герои - боксер и танцовщица - однозначно положительные, что называется маленькие люди. Свел их случай - они живут в одном доме, окна визави, так что иногда глазеют друг на друга. Вот героиня:

23.75 КБ

Кадр хоть распечатывай и вешай на стенку - изумительно построен. И, надо сказать, нетипично для того времени - тень на пол-лица, это по законам фотографии, а не кино. Мужиков так снимали, женщин - нет.
А вот и герой - боксер. Он только что пришел домой после проигранного боя, смотрит на переодевающуюся напротив героиню и разговаривает по телефону:

28.04 КБ

Обратите внимание, как построен кадр: он стоит у зеркала и то, куда он смотрит, мы видим в зеркале. Если присмотреться, то и героиня стоит у зеркала - заметно ее отражение. Вот сцена уже в ее комнате около того зеркала - герой услышал ее крики и спугнул злодея, а теперь охраняет ее сон:

43.20 КБ

Очень люблю зеркала в кадре - оператору с ними трудно работать, но зато они создают объем и интересную картинку.
Да, главный злодей:

9.95 КБ

Мужику не повезло - влюбился в героиню, которая у него работает; ну и бандит немножко, да. А тут еще этот боксер, да еще вышибалы в его клубе перестарались - мало что избили не того, так и случайно убили его; в общем, все наперекосяк.
Финальная схватка происходит в мастерской по изготовлению манекенов, драка "топор против багра". Драка не очень, видно, что злодей топором машет слишком высоко, чтобы случайно не задеть - это же актеры, не каскадеры. Но зато антураж и построение кадра - на высоте:

28.19 КБ

В общем, фильм избыточно живописен для нуара, но зато понятно, на чем Кубрик тренировался, чтобы потом выстроить "Сияние".


И последний фильм - "Мертвецы не носят клетчатое" (Dead Men Don't Wear Plaid, 1982), черно-белая пародия на нуары со Стивом Мартином в главной роли. В роли главного злодея - режиссер фильма Карл Рейнер. В роли героини - Рейчел Вард.

32.64 КБ

37.02 КБ

22.49 КБ

Стив Мартин очень, очень! Я назвал этот фильм пародией - не совсем, это скорее капустник: в фильме "играют" Хемфри Богарт, Берт Ланкастер, Кирк Дуглас, Кэри Грант, Винсент Прайс, Фред МакМюррей, Джеймс Кегни; с красотками тоже все в порядке: Ава Гарднер, Ингрид Бергман, Бетти Девис, Джоан Кроуфорд - в общем, лучшего состава быть не может. "Играют" я не зря поставил в скобки - это отрывки из классических нуаров, смонтированные со Стивом Мартином и смешно переозвученные (вы думаете, что "Две сорванные башни" и смешные переводы изобрел Гоблин? посмотрите этот фильм - все было изобретено за двадцать лет до того).
Финал, конечно, полный улет - тут тебе и нацисты, и аристократический злодей. И главное - непредсказуемость. Нет, когда впервые прозвучала шутка с горничной, было ясно - в финале это сыграет; но там она все равно стала неожиданностью - подвод к ней очень изящный. Великолепный фильм!
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments