Тимур Василенко (timur0) wrote,
Тимур Василенко
timur0

Categories:

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Книга сто двадцать первая

"Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским"
М: Наука, 1993 г., 430 стр.

Наконец попался мне этот литпамятник - давно хотел прочесть, что незамедлительно и сделал. Читал, конечно, перевод - не знаю я средневекового русского. Но все равно интересно. Иван Грозный обладал узнаваемым стилем - читать это просто увлекательно, очень эмоциональный текст. Но, вместе с тем, не очень-то и понятно. Сам стиль мысли совершенно иной, при чтении надо отбросить привычные ходы мысли - вот тогда что-то немного проясняется.
Князь Андрей Курбский сбежал от притеснений Ивана Грозного в Литву и вот он пишет свое Первое послание к Ивану Грозному:

Зачем, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическую обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала муки, и смерти, и притеснения измыслил.

Вопрос понятен, но ответ на него Грозного обескураживает - поначалу даже кажется, что это разговор двух глухих:

Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты и в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе пророческие слова: "Кто думает, что он имеет, всего лишится". В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога?Могут же догадаться находящиеся возле тебя и способные к размышлению, что в тебе - злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние? В конце концов все равно умрешь. Если же ты убоялся смертного приговора по навету, поверив злодейской лжи твоих друзей, слуг сатаны, то это и есть явный ваш изменнический умысел, как это бывало в прошлом, так и есть ныне. Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: "Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от бога: тот, кто противится власти, противится божьему повелению". Воззри на него и вдумайся: кто противится власти - противится богу; а кто противится богу - тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти - противится богу! [...] На это уж воля господня, если придется пострадать, творя добро. Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?

Что тут прежде всего, к чему обращается Иван Грозный, к какому аргументу? Прежде всего, он даже не отрицает, что Курбского ждала бы смерть - казнил бы его царь, но не это важно. Грозный говорит, что не за жизнь земную надо бояться, а за жизнь вечную. А дальше логическая цепочка: любая власть от бога, да еще сам Иван Грозный законный царь, помазанник божий, так что противиться царской власти, пусть даже спасая жизнь, это грех перед богом, преступление для христианина гораздо худшее.
Тут, конечно, важно понимание позиции царя в мироздании. Иван явно ставит себя как царя (не как человека - именно как царя) выше той условной черты, что разделяет божественное и человеческое. Все действия помазанника божьего уже в силу его роли несут в себе больше божественной власти, чем деяний человека-царя. Даже если царь грешен и несправедлив - а Иван Грозный допускает, что может казнить и по навету, не всевидящий же он - в любом случае подчинение божественной-царской власти зачтется в заслугу на Страшном суде, а сопротивление ей, даже если царь несправедлив - зачтется в осуждение, в грех. Эту особую позицию царя Иван высказывает постоянно, с разнообразной богословской и исторической аргументацией.

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли ты нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам? Или скажешь мне, что там повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах многих людей. [...] И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собою бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!

Ты ведь в своей бесовской грамоте писал, изворачиваясь разными словами, все одно и то же, восхваляя такой порядок, когда рабы властвуют помимо государя. Я же усердно стараюсь обратить людей к истине и свету, чтобы они познали единого истинного бога, в Троице славимого, и данного им богом государя и отказались от междоусобных браней и преступной жизни, подрывающих царства. [...] Если царю не повинуются подданные, они никогда не оставят междоусобных браней.

О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем.


Говорят ли они с Курбским на одном языке, в одной ли они системе координат? Да, в одной - расхождения только в позиции царя в мироздании, для Курбского он прежде всего человек и нет для него отдельной "царской" шкалы оценки - вот отрывок из последнего, третьего послания Курбского Грозному:

И если погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы и невыполнимые предписания, то уж тем более должны погибнуть со всем своим домом не только составляющие невыполнимые законы и уставы, но и те, которые опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев, а должны были бы властелины каждый за своих подданных кровь свою проливать в борьбе с врагами.

Такая вот переписка почти полутысячелетней давности. Читаешь Ивана Грозного и понимаешь, что люди были другими, мыслили иначе. Но что-то понять все равно можно, да.
Tags: Книги 2
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments